Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Остроухов, Илья Семёнович

Остроухов, Илья Семёнович

Живопись

20 июля 1858 - 08 июня 1929

русский художник-пейзажист, коллекционер


Илья Семёнович Остроухов (20 июля 1858, Москва — 8 июля 1929, Москва) — русский художник-пейзажист, коллекционер.

Член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, академик петербургской Академии художеств. Друг П. М. Третьякова, один из руководителей Третьяковской галереи.

Биография

Происходил из купеческой семьи. В 1870 году поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. Во время обучения увлёкся зоологией: вступил в переписку с А. Брэмом, начал собирать энтомологическую коллекцию, которая впоследствии будет подарена Московскому университету. Им была также написана книга «Ужение рыбы» (М., 1877).

Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд»… Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя; в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова; после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Его декорация к „Кармен“ очень понравилась». Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.

В мамонтовское Абрамцево впервые Остроухов попал летом 1882 года. В это время здесь строилась церковь Спаса Нерукотворного Образа и Остроуховым был написан этюд церкви, — ещё без часовни, пристроенной позднее. В 1883 году он написал этюд «Интерьер Абрамцевской церкви». Неоднократно бывая в Абрамцево, написал целый ряд пейзажных этюдов.

Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Кроме занятий в гипсовом зале Академии, он посещал акварельные вечера Репина и занимался рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств. Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов — 1882/83 и 1883/84 годов. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Последней Остроухов был недоволен и в течение двух лет перерабатывал; в конце 1887 года она была представлена на 7-й выставке МОЛХ. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень». Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми; из поездки были привезены этюды Венеции. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ