Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Орловский, Владимир (писатель)

Орловский, Владимир (писатель)

Химики

28 июня 1889 - 12 января 1942

химик, профессор Ленинградского фармацевтического института


Владимир Орловский (настоящее имя Владимир Евграфович (Евгеньевич) Грушвицкий; 1889—1942) — русский советский писатель-фантаст, один из видных представителей ранней советской фантастики. По профессии — химик, профессор Ленинградского фармацевтического института.

Биография

Род. в Лукове (ныне — Польша) 16 (28) июня 1889 года в семье военного ветеринарного врача.

В 1907 году окончил кадетский корпус, в 1910 — артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, из последнего выпущен в чине подпоручика. В 1910—1913 годах служил в Варшаве. До начала Первой мировой войны состоял слушателем Николаевской инженерной академии. С 1914 по 1917 годы находился на фронте. В октябре 1917 года был вызван в Петроград для продолжения курсов Академии. В 1919 получил назначение в 9-ю армию Южного фронта, где дослужился до поста начальника инженерной службы армии.

В 1920 году демобилизовался. В 1922 году перебрался с семьёй в Петроград и перешёл в учебное ведомство, преподавал физику и химию. Одновременно учился, поступив в 1921 году на химическое отделение физико-математического факультета Петроградского университета и закончив его в 1929 году.

Был профессором Ленинградского фармацевтического института, с 1939 по 1942 годы возглавлял кафедру неорганической химии института.

В конце жизни жил при кафедре, по адресу Песочная ул., д. 4/6.

Скончался 12 января 1942 года в блокадном Ленинграде от дистрофии. Похоронен на Серафимовском кладбище.

Научная деятельность

Автор многих научно-популярных статей и научных работ по химии, в частности — по галургии.

Литературное творчество

Первые попытки опубликовать фантастическое произведение предпринял ещё во время учёбы в Санкт-Петербурге. Сам писатель вспоминал, как будучи юнкером написал «фантазию, навеянную Андреевскими страхами», но, получив вежливый отказ в редакции, был столь огорчён, что на целых пятнадцать лет забросил сочинительство.

Известность писателю принесли научно-фантастическая повесть «Машина ужаса» (1925), в которой описана машина, транслирующая эмоции

Примечателен рассказ «Из другого мира», опубликованный в 1927 году в журнале «Мир приключений». Это научная фантастика в своём чистом виде, где отсутствует социальная проблематика, а всё внимание автора сосредоточено на исследованиях учёного. Рассказ вошёл в десятку победителей (из 810 допущенных к конкурсу рукописей) на литературном конкурсе журнала «Мир приключений» 1927 года.

Заметным явлением в довоенной отечественной фантастике стал роман «Бунт атомов» (1928), переработанный из опубликованного ранее одноимённого рассказа 1927 года, — одно из первых произведений на тему использования атомной энергии. По сюжету, германский учёный-националист даёт своей стране оружие реванша, но из-за нелепой случайности оно выходит из-под контроля и начинается цепная ядерная реакция в атмосфере. Исходный рассказ был впоследствии напечатан в апрельском номере журнала научной фантастики «Amazing Stories» за 1929 год — последнем номере, который редактировал лично Хьюго Гернсбек — и, вероятно, является первым русским фантастическим рассказом, переведённым специально для американского журнала. Многие критики, в том числе и зарубежные, весьма высоко оценивая творчество писателя, в первую очередь называли «Бунт атомов», отмечая безусловное значительное влияние романа на произведения «атомной» тематики последующих лет.

Также известны научно-фантастические рассказы автора «Болезнь Тимми» (1928), «Человек, укравший газ» (1928), «Штеккерит» (1929), «Без эфира» (1929).

Многие новаторские научно-фантастические идеи Орловского использовались его современниками: огненный шар из «Бунта атомов», втягивающий в реакцию распада всё окружающее вещество, заимствован А. Казанцевым (в романе «Пылающий остров»), а сюжеты «Машины ужаса» и «Человека, укравшего газ» — А. Беляевым (во «Властелине мира» и «Продавце воздуха», соответственно).

Критиками отмечается, что, в отличие от большинства советских фантастов того времени, работавших на «социальный заказ» и живописавших в своих произведениях грядущую мировую революцию, писатель пытался давать мотивировку социально-политическим событиям, исходя из объективных реальностей современного ему мира.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ