Игорь Николаевич Орлов (20 марта 1930, Родники, Ивановская область — 1997, Москва) — советский и российский учёный в области электромеханики, деятель высшей школы. Доктор технических наук (1976), профессор (1978), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1991). Ректор Московского энергетического института (МЭИ) в 1985—1990 годах.
Биография
Игорь Николаевич Орлов родился 20 марта 1930 года в городе Родники Шуйского округа (упразднён 23 июля 1930 года) Ивановской промышленной области (после раздела Ивановской промышленной области 11 марта 1936 года на Ивановскую и Ярославскую город вошёл в состав Ивановской области) в семье врача. В 1947 году окончил в Родниках среднюю школу и поступил на электромеханический факультет (ЭМФ) Московского энергетического института. Во время обучения за успехи в учёбе и большую общественную работу был удостоен стипендии имени К. И. Шенфера. В 1953 году окончил с отличием МЭИ по специальности «Электрические машины и аппараты», получив квалификацию инженера-электромеханика.
С мая того же года — лаборант, затем младший научный сотрудник кафедры авиационного и автотракторного электрооборудования (ААТЭ; с 1954 года — кафедра электрооборудования самолётов и автомобилей, ЭСА). С 1954 года — член КПСС. В ноябре 1955 года он поступил в аспирантуру при этой же кафедре. Закончив в 1958 году обучение в аспирантуре, И. Н. Орлов вновь работает на кафедре ЭСА младшим научным сотрудником, а с 1959 года — ассистентом.
В 1960 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук (тема — «Вопросы теории и проектирования гистерезисных электродвигателей», научный руководитель — профессор А. Н. Ларионов). С 1962 года работает в должности доцента (учёное звание доцента ему было присвоено годом позже); в 1968—1974 годах является заместителем заведующего кафедрой. Параллельно с учебной и научной работой И. Н. Орлов продвигается по партийной линии: парторг кафедры, член и секретарь партбюро ЭМФ, член и заместитель секретаря парткома МЭИ.
В 1976 году И. Н. Орлов защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук (тема — «Электродвигатели для привода гироскопа (вопросы теории, применения и проектирования)»). После этого он становится профессором кафедры ЭСА, а в 1978 году решением ВАК СССР ему было присвоено учёное звание профессора.
С 1979 по май 1995 года И. Н. Орлов — заведующий кафедрой электрооборудования самолётов и автомобилей (в 1989 году стала называться кафедрой энергоснабжения и электрооборудования летательных аппаратов, ЭЭЛА; в настоящее время — кафедра электротехнических комплексов автономных объектов и электрического транспорта). В этот период происходит серьёзное обновление направленности подготовки специалистов по электрооборудованию летательных аппаратов (ЛА) с выдвижением на первый план системного подхода к проектированию и исследованию такого оборудования, существенную модернизацию претерпевают кафедральные учебные лаборатории, ведётся разработка учебно-методического обеспечения новых учебных дисциплин («Электромеханические системы», «Электрооборудование ЛА», «Математическое моделирование ЭЛА», «Методы преобразования энергии», «Инженерное проектирование и САПР»), создаются новые учебные планы и программы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» и специальности «Электрооборудование летательных аппаратов».
Ещё в 1974 году И. Н. Орлов был назначен научным руководителем Отдела научно-исследовательских работ МЭИ (ОНИР МЭИ; позднее преобразован в Научно-исследовательскую часть МЭИ, НИЧ МЭИ), а в 1982 году он стал проректором МЭИ по научной работе. Ему принадлежит значительный вклад в совершенствование организации научно-исследовательских работ в институте, в расширение проводимых в МЭИ комплексных фундаментальных исследований и внедрение их результатов в народное хозяйство.