Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Оден, Уистен Хью: биография

Переводя хайку и другие стихи из книги Дага Хаммаршёльда «Метки», Оден стал использовать хайку в некоторых своих произведениях. Цикл «Благодарность месту обитания», состоящий из пятнадцати стихотворений о его доме в Австрии, появился в сборнике «О доме» (1965). В конце 1960-х он написал некоторые из своих самых сильных стихотворений, среди них и «Речной профиль», а также два стихотворения, в которых он размышлял над своей жизнью — «Пролог к шестому десятку» и «Сорок лет спустя». Все они появились в сборнике «Город без стен» (1969). Его давняя любовь к исландским легендам нашла своё воплощение в переводе «Старшей Эдды» (1969).

В 1963 году Одену заказали написание песен к бродвейскому мюзиклу «Человек из Ламанчи» (англ. Man of La Mancha), но продюсер отказался от его текстов из-за их недостаточной романтичности. В 1971 году генеральный секретарь ООН У Тан предложил Одену написать слова к «Гимну объединенных наций», музыку к которому писал Пабло Касальс, но этот труд никогда не получил официального статуса.

«Определенный мир: Книга общих мест» (англ. A Certain World: A Commonplace Book) (1970) была своеобразным автопортретом, написанным с использованием любимых цитат с комментариями, расположенными в алфавитном порядке. Последней прозаической книгой Одена стало собрание рецензий и эссе «Предисловия и послесловия» (1973), а последним сборником стихов стало «Послание крестнику» (1972) и неполный сборник «Спасибо тебе, туман» (опубликована уже после смерти Одена, в 1974 году), в которую вошли его стихи о языке («Естественная лингвистика») и его собственном старении («Новогоднее поздравление», «Разговор с собой», «Колыбельная»). Его последним стихотворением, написанным в форме хайку, была «Археология», посвященная темам ритуала и безвременья, которые интересовали его в последние годы.

Репутация и влияние

Место Одена в современной литературе является поводом постоянных дискуссий: если Хью Макдиармид охарактеризовал его творчество как «полную неудачу», то автор некролога, размещенного на страницах The Times, написал, что Оден, «который долгое время оставался enfant terrible; человек, смущающий окружающих своим поведением, своей бестактной непосредственностью.}} английской поэзии, предстает перед нами как бесспорный мастер».

Во время своей «enfant terrible»-стадии в 1930-х годах Одена восхваляли, так и критиковали за прогрессивную и одновременно доступную стилистику его произведений, противопоставляя её политически ностальгической и поэтично неясной проблематике произведений Т. С. Элиота.

Отъезд Одена в США в 1939 году активно обсуждался в Великобритании (один раз даже в парламенте), когда некоторые критики восприняли это как предательство, а роль влиятельного молодого поэта досталась Дилану Томасу, хотя один из защитников Одена, Джеффри Григсон, в предисловии к антологии современной поэзии, которая вышла в 1949 году, писал о том, что Оден возвышается над всеми. Значимость его личности была признанна в книгах «Оден и после» (1942) Фрэнсиса Скерфа и «Поколение Одена» (1972) Сэмюэля Гайнза.

В Соединенных Штатах начиная с конца 1930-х годов ироническая тональность оденовских стихов определила стилистику целого поколения поэтов. Джон Эшбери вспоминал, что в 1940-м году Оден воспринимался как «единственный современный поэт». Американская поэзия была настолько пронизана манерой Одена, что экстатический стиль поколения битников был в известной степени реакцией против его влияния. В 1950—1960-х годах некоторые писатели, в частности Филипп Ларкин и Ренделл Джаррелл, жаловались на то, что работы Одена не выполнили тех обещаний, которые можно было бы увидеть в его ранних произведениях.

На момент смерти Одена в 1973 году он приобрел статус влиятельного поэта старшего поколения. Как указано в энциклопедии Британника, на момент смерти Элиота в 1965 году можно было уверенно утверждать, что Оден был его настоящим преемником, так же как Элиот унаследовал это право от Йейтса, когда тот умер в 1939 году. За некоторыми исключениями британские критики предпочитали его ранние работы, тогда как американские более интересовались трудами, написанными Оденом в средний и поздний периоды. В отличие от других современных поэтов, Оден не стал менее известным после своей смерти, а Иосиф Бродский написал, что он был выдающимся поэтом ХХ века.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ