Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Нилус, Пётр Александрович

Нилус, Пётр Александрович

Критики

живописец, художественный критик, писатель


Пётр Александрович Нилус (1869—1943) — живописец, художественный критик, писатель.

Биография

Родился в родительской усадьбе Бушены в Подольской губернии. Его дед был генералом — участником войны 1812 года. Исследователь «Протоколов сионских мудрецов» оберштурмбанфюрер СС Грегор Шварц-Бостунич утверждал о родственной связи двух Нилусов с одинаковым отчеством — Сергея Александровича и Петра Александровича. Однако один, антисемит, происхождением связан с Мценским уездом Орловской губернии; другой, принявший участие в литературно-художественном сборнике «В пользу еврейских детей, осиротевших во время октябрьского погрома в Одессе» и женатый на еврейке Берте Соломоновне, связан с самой южной околицей России — Балтский уезд Подольской губернии.

С 1876 года Пётр Нилус жил в Одессе, учился в Реальном училище Святого Павла. В 6 классе, по предложению своего учителя Г. Ладыженского, который только что закончил Петербургскую Академию художеств, Нилус поступил в Одесскую рисовальную школу: на протяжении 1883—1889 годов его преподавателем был К. Костанди, а другом — Евгений Буковецкий. С 1889 года продолжил обучение в Санкт-Петербургской Академии Художеств у Ильи Репина, который рекомендовал молодому художнику побыстрее начать выставочную деятельность, и так как в Одессе мощно заявило о себе Товарищество Южнорусских художников, посоветовал вернуться в родной город.

Вернувшись в Одессу, Нилус стал одной из центральных фигур местного художественного сообщества; с 1890 года принимал участие в выставках Товарищества, с середины 90-х годов был его секретарём, вместе с Буковецким в 1894 году составил устав Товарищества. Нилус не терял связи с выставочной жизнью столицы: с 1891 года он был экспонентом, а с 1899 — членом Товарищества передвижных художественных выставок. Летом 1898 года в Одессе состоялось знакомство Нилуса с И. А. Буниным.

В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени П. А. Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». В первом десятилетии ХХ века, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, художник отошёл от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере. Следующий период в творчестве Нилуса — «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет.

Хорошо знал Нилуса К. Чуковский: он следил за развитием этого незаурядного дарования, восхищался им. Но в 1904 году, в «Одесских новостях» высказался очень резко: «… у нас есть два П. А. Нилуса — один настоящий, другой ненастоящий». «Настоящим» для критика был тот художник, у которого «великолепное мастерство рисунка», «ясные краски», «законченная манера»; «ненастоящим» был автор, который позволил привнести в собственные произведения «модные» напевы и настроения. В обозначенных Чуковским недостатках Нилуса присутствуют узнаваемые в ту пору приметы «декадентства» — это «тонкие, хрупкие деревья, жалобно тянущиеся к стилизованным тучам», это «сооружённое (то есть искусственно созданное, не имеющее отношения к реальности) настроение», это «символические позы женщин» и «модернизированные» складки их одежд

В 1915 году в Одессе состоялась его персональная выставка. И. Е. Репин писал И. А. Бунину:

… Нилус, наш художник прекрасный, — ах, если бы мне его краски!

Революцию 1917 года П. А. Нилус принял благосклонно, но вскоре это отношение изменилось. С приходом отрядов Добровольческой армии А. И. Деникина он поддержал их серией антибольшевистских плакатов. В 1919 году вынужден покинуть страну. С 1923 года жил в Париже — в одном доме с И. А. Буниным, который называл своего друга, Петра Нилуса, поэтом живописи и посвятил ему одно из самых проникновенных своих стихотворений «Одиночество». В период эмиграции прошло 11 его выставок — в Софии, Белграде, Загребе, Вене, Париже.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ