Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Нефёдов, Филипп Диомидович

Нефёдов, Филипп Диомидович

Литература

18 октября 1838 - 25 марта 1902

писатель и журналист, этнограф и археолог


Нефёдов, Филипп Диомидович (6 (18) октября 1838, с. Иваново Шуйского уезда Владимирской губернии (впоследствии: г. Иваново-Вознесенск; ныне: г. Иваново) — 12 (25) марта 1902, д. Перебор Владимирского уезда Владимирской губернии (ныне Собинского района Владимирской области); похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище) — писатель и журналист, этнограф и археолог.

Первый русскоязычный писатель, написавший о Салавате Юлаеве («Движение среди башкир перед пугачевским бунтом. Салават, башкирский батыр»). чья историческая фигура находилась под запретом властей.

Семья

Сын крепостного крестьянина графа Шереметева. Отец имел небольшую ваточную фабрику и занимался торговлей. Филипп ребёнком помогал в торговых делах отцу, много находился в разъездах. В 1862 году ушел пешком из Иваново в Москву, получив у графа Шереметева «увольнительное свидетельство».

Ближнее окружение

В 1859 в с. Иванове вошел в кружок молодежи, объединявшейся вокруг народного писателя В. А. Дементьева. Тогда же подружился с сблизился с воспитанником В. А. Дементьева — С. Г. Нечаевым, будущим видным революционером-народником.

Образование

Приходское училище (1844—1849). С 1864 по 1868 — вольнослушатель юридического факультета Московского университета (выпускных экзаменов не сдавал).

Первые публикации

Начало карьеры писателя и этнографа — в местной печати («Костромские губернские ведомости»: Костромская летопись. Вести из губернии // КГВ. 1858. 20 дек., № 50. С. 519—520 (о ярмарке в г. Галиче); Из путевых заметок по Нерехтскому уезду // КГВ. 1859. 7 февр., № 6 (ограбленный колдун наказывает вора тем, что тот начинает петь петухом).

C 1862 года бывший крепостной в Москве, записался в мещанское сословие. Начал печататься в московской печати: в сатирических журналах «Искра», «Будильник», «Развлечение». В середине 1860-х публиковался в газете И. С. Аксакова «День». Главная статья того времени — «Село Павлово» (День. 1865. 23 окт., № 38. С. 906—907; 11 нояб., № 43. С. 1022—1023. — Подп.: Ф-ов) — исторический очерк села Горбатовского уезда Нижегородской губернии, славившегося своей слесарной промышленностью. Нефёдов начал приобретать репутацию знатока фабричной действительности (с акцентом на отрицательное влияние фабрики на народную жизнь). Среди работ этногравфического характера крупными достижениями стали зарисовка «Дикие люди, вещи и фантазии на Московской этнографической выставке и пр.» (Развлечение. 1867. 23 июня, № 24. С. 383—384. — Подп.: Незаметный) и очерк «Фомин понедельник» (об обычаях промышленной области, условно названной Золотое Дно (Фомин понедельник (этнографический очерк Золотого Дна) // Развлечение. 1868. 4 мая, № 17. С. 265. — Подп.: Иван Вознесенский)).

С конца 1860-х — начала 1870-х Нефёдов стал публиковатся в «толстых» журналах. «Девичник. Очерк фабричных нравов» (Отечественные записки. СПб., 1868. № 9. С. 145- 182) изображает картины зимних посиделок в фабричном селе, ввергнутом в порок пьянства. В очерке «Святки в селе Данилове. Очерки русской фабричной жизни» (Вестник Европы. СПб., 1871. № 3. С. 57- 109) народные обычаи, соблюдаемые фабричной молодежью (обряды ряженья, народная драма «Лодка», разыгрываемую в святочный период, песни), проходят на фоне социальных проблем промышленного села.

Третий этап жизни Нефёдова связан с возвращением на родину, в Иваново, где жил в 1870—1871 гг. Здесь писатель учредил воскресную школу. Для газеты «Русские ведомости» написал цикл очерков о нечеловеческих условиях работы ивановских ткачей — «Наши фабрики и заводы» (Русские ведомости. М., 1872. 16 марта, № 59 — 19 марта, № 62; 9 апр., № 79; 11 апр., № 80; 13 апр, № 82; 20 апр., № 84; 21 апр., № 85. — Без подп.). Цикл не был завершен, так как по требованию Шуйского жандармского отделения печатание его было запрещено. В 1872 издал книгу рассказов о деревне «На миру», куда включил свои главные произведения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ