Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мухамеджанов, Кабжан Мухамеджанович

Мухамеджанов, Кабжан Мухамеджанович

Герои

День рождения 15 октября 1913

советский железнодорожник, Герой Социалистического Труда


Кабжан Мухамеджанович Мухамеджанов (1913—1984) — советский железнодорожник, Герой Социалистического Труда (1971).

Биография

В раннем детстве Кабжан Мухамеджанов потерял мать и двух сестрёнок в результате набега отряда Анненкова, его отец смог спастись сам и спасти сыновей — Кабжана и Сакена. В 1919 году их отца также расстреляли белогвардейцы, и Кабжана отдали на воспитание старшему брату Сакену, затем он учился в интернате Лепсинска, где окончил семилетнюю школу.

Во время обучение он услышал о стройке Туркестано-Сибирской железной дороги, в то время он вступил в комсомол. С 1929 года стал работать на железной дороге. Когда в Алма-Ате открыли политехникум Турксиба, со вторым потоком райком комсомола направил туда Кабжана Мухамеджанова. Особенно трудно в период обучения ему давался русский язык. Однако в политехникуме он занимался по 16-18 часов в день, слушал рассказы преподавателей и старших товарищей и через полгода стал успевать не хуже других.

Первая трудовая практика Мухамеджанова прошла в Аягузе, начальник депо Иван Григорьевич Родионов определил его кочегаром. После этого работал помощником машиниста. К времени окончания техникума в 1935 году Мухамеджанов наездил более 12 тыс. км, что позволило ему сдать экзамен на право управления паровозом.

Однако он проработал машинистом на станции Матай всего год, однажды его пригласил к себе начальник депо Фёдор Алексеевич Дорохов и назначил своим заместителем по эксплуатации паровозного хозяйства. На этой должности Кабжан Мухамеджанов вырос в опытного руководителя, умеющего работать с трудовым коллективом. За самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны он был награждён первой наградой — медалью «За трудовую доблесть».

В 1945 году его назначили начальником Матайского паровозного отделения Туркестано-Сибирской дороги, где он нёс ответственность за тягу поездов на большой протяжённости. После организационных преобразований на железнодорожном транспорте страны он был назначен начальником локомотивного депо — заместителем начальника Матайского отделения дороги.

В 1948 году Кабжан Мухамеджанов поступил в Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта, после окончания которого приехал работать на станцию Защита начальником локомотивного отдела. В 1953 году, когда был сдан в эксплуатацию участок Защита — Зыряновск, он организовывал тягу поездов на новой линии. В 1954 году его назначили главным инженером, а затем заместителем начальника Защитинского отделения дороги. По времени это совпало с интенсивным использованием железнодорожных участков Локоть — Защита — Лениногорск и Защита — Зыряновск, связанных со строительством новых рудников и заводов на Рудном Алтае.

С 1959 года Мухамеджанов самостоятельно руководил коллективами больших отделений — сначала Кзыл-Ординским, затем укрупнённых двух отделений — Кзыл-Ординского и Арысского, где объём работы соответствовал дороге средней грузонапряжённости. Эти коллективы стали инициаторами многих патриотических движений по повышению эффективности грузоперевозок. В 1967 году Кзыл-Ординское отделение выделилось в самостоятельное.

К тому времени штаб отделения был уже переведён в Чимкент, особой ответственностью коллектива было обеспечить бесперебойную работу с соседней Среднеазиатской железной дорогой. При Мухамеджанове на Чимкентском отделении дороги укрепилось путевое хозяйство, внедрялись специализированные виды ремонта тепловозов и вагонов, появились участки с рельсами тяжёлого типа на железобетонных шпалах. В 1963 году закончили строительство вторых путей на участке Тюлькубас — Бадам, в 1970—1975 годах — Арысь — Шенгельды, затем Бадам — Арысь. Интенсивно также развивалась сама сортировочная станция Арысь. По инициативе Кабжана Мухамеджанова в Чимкенте был построен новый вокзал, впервые на Казахской железной дороге появился профилакторий, были реконструированы все больницы, клубы, в Чимкенте построен Дворец культуры железнодорожников, на тот момент лучший в республике.

За годы восьмой и девятой пятилеток коллектив отделения дороги за высокие производственные успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, семь раз завоевал переходящее Знамя ЦК КПСС и Совета Министров СССР и 22 раза переходящее Красное Знамя Министерства путей сообщения СССР и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта. 4 мая 1971 года Кабжану Мухамеджанову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Многократно избирался депутатом Кзыл-Ординского и Чимкентского областных советов народных депутатов, был делегатом четырёх съездов Компартии Казахской ССР.

В 1978 году, когда он вышел на пенсию, он продолжал работать в должности дорожного инспектора по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов Алма-Атинской железной дороги, а в 1984 году, по состоянию здоровья, согласно личной просьбе его проводили на заслуженный отдых.

Награды и почётные звания

  • Герой Социалистического Труда
  • два ордена Ленина
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • медаль «За трудовую доблесть»
  • почётная грамота Верховного Совета СССР
  • почётная грамота Верховного Совета Казахской ССР
  • занесён в Золотую Книгу почёта Казахской ССР

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ