Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мосолов, Георгий Константинович

Мосолов, Георгий Константинович

Герои

День рождения 03 мая 1926

лётчик-испытатель ОКБ А


Георгий Константинович Мосолов (род. 3 мая 1926, Уфа, Башкирская АССР, РСФСР, СССР) — лётчик-испытатель ОКБ А. И. Микояна, Герой Советского Союза (1960), полковник. Заслуженный мастер спорта СССР (1965).

Установил 6 мировых авиационных рекордов (из них 3 — абсолютные) и 3 всесоюзных абсолютных рекорда. Дружил с Юрием Гагариным.

Биография

Родился 3 мая 1926 года в городе Уфе. Русский.

В 1943 году окончил Центральный аэроклуб имени В. П. Чкалова, который в то время был эвакуирован в Казань. В Красной Армии с 1944 года. В 1945 году окончил школу первоначального обучения лётчиков, в 1948 году — Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, в 1949 году — Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г. Грозный).

До 1951 года был лётчиком-инструктором в Чугуевском военном авиационном училище лётчиков. В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1959 году — Московский авиационный институт.

С 1953 по 1962 годы — на лётно-испытательной работе в ОКБ А. И. Микояна (в 1959—1962 годах — старший лётчик-испытатель ОКБ). Работал ведущим инженером на лётной станции ОКБ.

С 1966 года находится в запасе. Продолжал работать в авиационном отделе Высшей комсомольской школы, представителем «Аэрофлота» в зарубежных странах (до 1992 года).

В настоящее время живёт в Москве.

Деятельность в качестве лётчика-испытателя

Совершил первый вылет и провёл летные испытания первых экземпляров опытных истребителей CH, СД-5, СИ-6, СМ-9/2, СМ-9/3, (МиГ-19С), Е-2, И-3У, И-7У, И-75, СМ-12ПМ, И-75Ф, Е-6/3, Е-66 (МиГ-21), Е-152А, Е-6/9, Е-152, Е-8, Е-166. Участвовал в испытаниях МиГ-17 (СДК-5), МиГ-17 (СДК-7), МиГ-17 (СИ-10), МиГ-17 (СИ-16), Е-2А, МиГ-19ПУ (СМ-50), Е-4, Е-6/4, Е-7. Он провел лётные испытания многих первых экземпляров реактивных двигателей, различных опытных систем радионавигации, перехвата и вооружения.

Его фотография в гермошлеме обошла многие иностранные газеты и журналы мира, на долгие годы став своеобразной визитной карточкой советской реактивной авиации.

11 сентября 1962 года Георгий Мосолов испытывал очередную новую машину Е-8/1. Это был опытный вариант МиГ-21 с более мощным двигателем, нижним воздухозаборником и оборудованием, позднее применённым на серийном МиГ-23. На высоте 10.000 метров и скорости М=1.7 произошло разрушение диска 6-й ступени компрессора двигателя. Один из обломков пробил корпус двигателя, фюзеляж и правую консоль крыла в зоне элерона, выведя из строя обе гидросистемы. Катапультирование допускалось на скорости до 800 км/ч, но так как скорость перевернувшейся пикирующей машины погасить не удавалось, лётчик-испытатель покинул машину нештатно на высоте 8000 метров. Ещё в кабине он получил травму головы и перелом руки, после катапультирования скоростным напором воздуха сломало ногу (не сработал захват), после раскрытия парашюта тело перехлестнуло лямкой, и лётчик повис в положении вниз головой. С трудом, одной рукой, скинув лямку в считанные секунды до касания земли, при приземлении на лес не выдержала вторая нога.

Мосолов 5 часов дожидался прибытия спасателей. После обнаружения был доставлен в клиническую больницу имени С. П. Боткина в Москве. Медики, помимо многочисленных переломов, определили тяжёлую травму головы. На следующий день Мосолов потерял сознание, остановилось дыхание, врачи констатировали клиническую смерть. Но в ходе реанимационных действий и последующей операции врачам удалось вернуть его к жизни.

Вскоре потребовалась ещё одна операция — горлосечение. Второй раз наступила клиническая смерть. Подключили аппарат искусственного дыхания. Несколько суток врачи боролись за жизнь лётчика, в очередной раз возвращая его к жизни.

Травмы надолго приковали Георгия Константиновича к больничной койке. Когда врачи разрешили посещения, в числе первых примчался Юрий Гагарин, переживавший за друга. Затем в палату потёк людской поток родных, близких, знакомых. Такая терапия человеческого сопереживания тоже дала положительный эффект. Мосолов пошёл на поправку. Только через год он снова коснулся земли ногами. Однако полученные тяжелейшие травмы не позволили ему после выздоровления вернуться на лётную работу.

Общественная деятельность

Председатель Федерации хоккея СССР в сентябре 1969 года — мае 1973 года. Член президиума Федерации хоккея СССР в 1969—1973 годах.

Награды и звания

  • За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Мосолову Георгию Константиновичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1960 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11119).
  • Награждён ещё одним орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями.
  • Удостоен трёх медалей де Лаво (ФАИ) (1959, 1961, 1962) и трёх Всесоюзных золотых медалей.
  • Заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1967).
  • Заслуженный мастер спорта СССР (1965).

Память

  • Его именем названы школы и пограничные заставы.

Литература

  • Симонов А. А. Заслуженные испытатели СССР. — Москва: Авиамир, 2009. — С. 140. — 384 с. — ISBN 978-5-904399-05-4.
  • Балаков И. Б., Симонов А. А. Испытатели МиГов. — Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 1999. — С. 42. — 96 с. — ISBN 5-93705-001-0.
  • Герои нашего времени (О Героях России - уроженцах и жителях Республики Башкортостан) / авт.-сост. Е. А. Смирнов. - Уфа : Китап, 2016. - 327 с. : илл. ISBN 978-5-295-06554-5.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ