Михановская Наталия Геннадиевна — врач-психиатр, автор классификации вариантов течения психических нарушений у детей, консультант в области психопатологических расстройств у детей в раннем возрасте.
Биография
Родилась 5 июля 1958 года в г. Харькове в семье врачей.
Научная деятельность
Ведущий научный сотрудник ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков Национальной Академии Медицинских Наук Украины». Профессор кафедры психотерапии Харьковской Медицинской Академии последипломного образования.
- В 1996 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Клинико-психологические особенности формирования социальной дезадаптации мальчиков-подростков с невротическими и неврозоподобными расстройствами».
- В 2011 году — докторскую диссертацию на тему: «Психопатология детей раннего возраста с перинатальным поражением нервной системы: механизмы формирования, клиника, коррекция».
- Стажировка в Центре раннего вмешательства детского госпиталя Цинциннати (штат Огайо, США), Институте раннего вмешательства Санкт-Петербурга (Россия).
- Грант Open Society Institute / Soros Foundation для участия в Salzburg Medical Seminars International по психиатрии.
- Эксперт по качественному оцениванию в Международном Украинско-Канадском проекте «Молодежь за здоровье».
- Представитель Украины в международном проекте British Council по внесению изменений в Декларацию прав человека ООН.
- Участник проекта Украинского фонда социальных инвестиций — совместного проекта Правительства Украины и Всемирного Банка.
- Член Украинской ассоциации психического здоровья детей от 0 до 3 лет (филиал Всемирной ассоциации психического здоровья детей от 0 до 3 (World Association for Infant Mental Health — WAIMH), Харьковских научных медицинских обществ психиатров и психотерапевтов.
Сфера научных интересов.
Определение патогенетических механизмов формирования психопатологических расстройств у детей в возрасте от 3-х месяцев до 5 лет с перинатальным поражением нервной системы с учетом специфики дизрегуляторных, эмоциональных и поведенческих особенностей у детей, характера детско-родительских отношений.
Выделено три клинических варианта течения психических нарушений -эмоционально-лабильный, тревожно-апатический и эмоционально-недифференцированный, специфичность и тяжесть проявлений которых обусловливаются тяжестью неврологического дефицита и качеством детско-материнского взаимодействия. Выделено и описано четыре варианта материнского поведения при взаимодействии с детьми — манипулятивно-избегающий, тревожный, депрессивный и смешанный. Показана зависимость их формирования от эмоциональных девиаций матерей, клинического варианта психопатологического расстройства и степени выраженности неврологического дефицита у детей. Основываясь на международной «Диагностической классификации психического здоровья и нарушений в развитии у младенцев и детей раннего возраста от 0 до 3», проведена систематизация психопатологических расстройств у детей с учетом клинических вариантов течения, тяжести перинатального поражения мозга, сроков и качества созревания основных организаторов психики имотивационных систем психического развития, состояния соматического здоровья детей и типов привязанности в диадах мать-дитя.
Установлено, что возрастная динамика психопатологической симптоматики у детей с перинатальным поражением нервной системы характеризуется её персистированием на протяжении первых 3-х лет жизни с дальнейшей трансформацией в психическую патологию, отвечающей рубрикам МКБ-10:гиперкинетического расстройства поведения; расстройства поведения, ограниченного рамками семьи; эмоциональных расстройств, специфичных для детского возраста; расстройства привязанности детского возраста при эмоционально-лабильном клиническом варианте, а также гиперактивного расстройства, сочетающегося с умственной отсталостью и стереотипными движениями; специфического расстройства развития моторной функции; расстройства привязанности детского возраста и детского аутизма при тревожно-апатическом и эмоционально-недифференцированном клинических вариантах.