Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Меч, Сергей Павлович

Меч, Сергей Павлович

Географы

06 февраля 1848 - 21 сентября 1936

географ-методист, педагог, писатель, публицист


Сергей Павлович Меч (1848—1936) — географ-методист, педагог, писатель, публицист.

Биография

Сергей Павлович Меч родился 25 января (6 февраля) 1848 года в Смоленске, в семье военного врача.

В 1865 году окончил мужскую классическую гимназию в Тобольске, а в 1870 — естественнонаучное отделение физико-математического факультета Московского университета. Свыше 30 лет преподавал в гимназиях и других учебных заведениях Москвы. Выступал с публичными лекциями по географии; публиковал очерки и этюды, написанные в результате путешествий по России и другим странам. Уроки и лекции Меча, методически тщательно подготовленные, отличались живостью изложения даже сложного научного материала, доступностью, — и принесли автору широкую известность среди педагогов. За образность языка и чистоту стиля его называли певцом географии.

В 1902 году он оставил преподавательскую деятельность и жил в своей усадьбе, занимаясь литературным трудом. В 1912 году С. П. Меч оставил преподавательскую деятельность. После двух личных трагедий (смерть сына и жены) он переехал в приобретенную в 150 км к западу от Москвы дом-усадьбу «Марьино» близ Гжатска (ныне Гагарин). Здесь он занимался литературным трудом, связанным, главным образом, с изданием своих учебных книг до конца жизни — 21 сентября 1936 года.

Научный вклад

Географию Меч рассматривал как «живую науку о живой Земле», обладавшую значительным образовательным и воспитательным потенциалом. Эту особенность он стремился передать соответствующей системой преподавания географии, как школьного предмета. Главным считал развитие у учащихся на примерах «типичных местностей Земли» ясных представлений о геологическо-географических явлениях и процессах, навыков осмысления географических данных упражнением не механической, а образной памяти, воображения и индукции. С этих позиций, он придавал большое значение как рассказу учителя, так и использованию карт, настенных картин, диапозитивов, а также — экскурсиям. Ориентировал свою методику на формирование мышления учащихся, устойчивого интереса к учению, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Эти принципы Меч реализовал в ряде книг и учебников, которые не получили одобрения Министерства народного просвещения, но были популярны у учащихся и педагогов.

Его уроки, лекции и учебные книги отличались популярным изложением сложных научных материалов

Публикации

  • В 1887 он опубликовал книгу «Россия. Учебник отечественной географии» (к 1917 г. — свыше 30 переизданий). Традиционный материал Меч освещал лаконично, доходчиво и систематично, в единстве всех компонентов географического описания каждой территории (геологической истории, климата, почв, рек и озёр, растительности и животного мира) подводя читателя к целостному восприятию хозяйственной жизни и быта населения, которые были даны в мастерски обрисованных литературных этюдах. В книге помещены значительное число картосхем и фотоиллюстраций, в большинстве своём выполненных Мечом, а также репродукции некоторых живописных и графических произведений.
  • В 1888 выпустил оригинальную тематическую хрестоматию «Россия. Географический сборник для чтения в семье и школе». Вместе с учебником, она составила единый учебный комплект (в 1923 вышло 15-е переиздание сборника, впоследствии ещё раз переработанное для трудовой школы).
  • В 1898 вышли также «Географические этюды. Сборник чтений по всеобщей географии», освещавшие зарубежные страны.
  • Свыше 20 изданий (до 1924 года) выдержали «Первые уроки географии», написанные в жанре бесед с детьми об окружающем мире.
  • Внимание педагогов также привлекла книга «Маленькая география России» (1906, 1916) — опыт лаконичного (76 стр.) описания в учебных целях всех территорий России.
  • Метод, идеи Меча, наиболее подробно освещённые им в лекции «География как наука и как учебный предмет» (1892), вызывали значительный интерес и, вместе с тем, сомнения педагогов в возможностях обеспечения полноценных знаний по предмету. С позиций современной психологико-педагогической науки, наследие Меча нельзя считать до конца исследованным.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ