Маслов, Михаил Степанович (педиатр): биография
Научные интересы М. С. Маслова на первый взгляд представляются весьма разнообразными. Можно назвать длинный список направлений в педиатрии, которыми занимался М. С. Маслов и возглавляемые им коллективы и где он сказал своё слово:
- Внес существенный вклад в изучение особенностей детского возраста.
- Сформулировал концепцию конституции и аномалий конституции детей.
- Исследовал реактивность детского организма.
- Явился пионером трансфузиологии в педиатрии. В 1922 г. в клинике ВМА профессора М. С. Маслова впервые проведено успешное переливание крови ребенку.
- Вместе с сотрудниками кафедр занимался изучением этиологии, патогенеза, диагностики (в том числе функциональной) и лечения:
- острых и хронических расстройств питания;
- заболеваний желудочно-кишечного тракта в том числе расстройств пищеварения;
- гепатита и гепатолиенальных заболеваний;
- нефропатий;
- заболеваний органов дыхания;
- заболеваний сердечно-сосудистой системы, включая врожденные пороки сердца;
- сепсиса и септических состояний.
При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что многообразные проблемы, которыми занимались Михаил Степанович и возглавляемые им коллективы, на самом деле всегда имели единый знаменатель, Это и определяло само понятие «школы Маслова». Объединяющей платформой стал исповедуемый М. С. Масловым диалектический метод познания в педиатрии. Он рассматривал его в трех аспектах:
- диалектика в физиологии;
- диалектика в диагностике;
- диалектика патологических состояний.
Так, изучая особенности детского возраста, М. С. Маслов оценивал их с точки зрения морфо-функциональной дифференцировки органов и систем растущего организма, а любые патологические состояния — с позиции их возможного отрицательного воздействия на процесс этой дифференцировки.
Изучение особенностей детского возраста неизбежно привело М. С. Маслова к проблеме конституции у детей как «свойства организма придавать болезни индивидуальный характер». М. С. Маслов тем самым искал внутреннюю связь между конституциональными признаками — «приобретенными и унаследованными» — и особенностями течения в разные периоды детства тех или иных патологических состояний (в их патофизиологическом и симптоматическом выражении). Это позволило ему отождествить (что признается не всеми) понятия аномалии конституции и диатеза. М. С. Маслов писал:
«Об аномалиях конституции мы говорим тогда, когда функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, когда организм обладает какими-то индивидуальными врожденными, унаследованными, а также и приобретенными постоянными свойствами, которые предрасполагают его к патологическим реакциям на внешние вредности, делают его в определенной степени склонным, предрасположенным к известным заболеваниям и к тяжелому течению у него болезней».—
Изучая конституцию, М. С. Маслов не мог пройти мимо реактивности, поскольку «индивидуальный характер» течения заболевания, обусловленный конституцией, реализуется прежде всего через особенности реактивности. Именно с точки зрения изменённой реактивности М. С. Маслов вместе с М. Г. Данилевичем, например, понимали под сепсисом, системный бактериальный процесс, утративший связь с первичным инфекционным очагом.
Принимая во внимание особенности детского возраста в своём функциональном выражении, а также конституциональные признаки и реактивность, М. С. Маслов и его единомышленники рассматривали диагностику как форму познания больного во всей совокупности проявлений его патологического процесса. Конечный результат этого познания — формулирование индивидуального патофизиологического образа заболевания. Именно это М. С. Маслов и называл клиническим мышлением.
В течение нескольких десятилетий М. С. Маслов скрупулезно собирал биографические сведения о своих коллегах. Рукописный архив Михаила Степановича, хранящийся в Военно-медицинской академии, на кафедре, носящей его имя, содержит информацию о 107-ми российских и советских врачах-педиатрах, внесших существенный вклад в развитие отечественной педиатрии.