Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Максим (Жижиленко)

Максим (Жижиленко)

Религия

14 марта 1885 - 04 июня 1931

епископ Православной Российской Церкви; c 12 октября 1928 года «иосифлянский» епископ Серпуховской


Епископ Максим (в миру Михаил Александрович Жижиленко; 2 (14) марта 1885, город Калиш, Калишская губерния, Царство Польское, Российская империя — 4 июня 1931, Москва) — епископ Православной Российской Церкви; c 12 октября 1928 года «иосифлянский» епископ Серпуховской. Брат профессора уголовного права Александра Жижиленко.

Биография

Родился в семье в семье дворянина, прокурора окружного суда города Калиша Александр Григорьевич Жижиленко (1839—1905). Окончил гимназию в Санкт-Петербурге.

Девяти лет Михаил поступил в Калишскую гимназию, где учился 7 лет.

После смерти отца (1905) и матери (1906) Михаил сначала оставался один в Калише, а потом переселился к старшему брату Александру в Санкт-Петербург, где окончил восьмой класс гимназии.

После окончании гимназии в 1908 году поступил на медицинский факультет Московского университета.

Будучи студентом университета, женился на курсистке, вместе с которой прожил всего полгода, так как она скончалась в 1910 году вследствие невозможности перенести беременность. При этом оба супруга, положившись на волю Божью, ни при каких условиях не захотели искусственно прерывать беременность, хотя и знали о том, что она грозит почти неизбежной смертью.

Врач

В 1912 году окончил медицинский факультет Московского университета, после чего работал в Сокольниках психиатром.

С 1912 года Работал врачом министерства путей сообщения в городе Благовещенске и в Москве.

С начала Первой мировой войны до января 1918 года участвовал в боевых действиях в Галиции врачом Кубанского пластунского батальона. Затем занимал различные медицинские должности, в том числе и в Красной армии.

В августе 1919 года, будучи главным врачом полевого госпиталя Красной армии, находился в плену у казаков генерала К. К. Мамонтова.

В 1921 году — врач в Наркомате путей сообщения.

С 1 января 1922 года до декабря 1928 года в Москве работал главврачом в больнице Таганской тюрьмы.

Являлся духовным сыном известного священника Валентина Свенцицкого. За Михаилом Жижиленко утвердилось прозвище «ангела-хранителя» этой тюрьмы. На своем трудном посту он был не только телесным, но и духовным врачом, сердечным мастером, утешителем и отцом.

В тот период он познакомился со Патриархом Тихоном, которого глубоко чтил. Патриарх Тихон ценил доктора Жижиленко и часто пользовался его советами. Патриарх благословил его на тайное монашество.

По воспоминаниям Ивана Андреевского: «Рассказывал владыка Максим и о некоторых разногласиях с патриархом Тихоном. Главное из них заключалось в том, что святейший был оптимистически настроен, веря, что все ужасы советской жизни еще могут пройти и что Россия еще может возродиться через покаяние. Владыка же Максим склонен был к пессимистическому взгляду на совершающиеся события и полагал, что мы уже вступили в последние дни предапокалиптического периода».

Деятель «иосифлянского» движения

В конце 1927 года порвал общение с Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). При его участии был составлен акт от 30 декабря 1927 года об отходе от митрополита Сергия серпуховского духовенства и мирян, в котором, в частности, говорилось: «Не находя для себя более возможным оставаться на том скользком и двусмысленному пути, на который Вы своей декларацией и распоряжениями поставили всю Православную Церковь, и повинуясь голосу совести и долгу пред Богом и верующими, мы, нижеподписавшиеся, порываем каноническое и молитвенное общение с Вами и т. н. „Патриаршим Синодом“ и отказываемся признавать Вас заместителем местоблюстителя патриаршего престола».

20 мая 1928 года в Ленинградском соборе Воскресения Христова был тайно посвящён во диакона архиепископом Димитрием (Любимовым), фактическим лидером «иосифлянского» движения в Церкви. 21 мая 1928 года им же был тайно рукоположен во иерея. В сентябре 1928 года принял монашеский постриг с именем Максим.

12 октября 1928 года в храме на Пискарёвке по просьбе части верующих города Серпухова был тайно хиротонисан во епископа Серпуховского архиепископом Димитрием (Любимовым) и епископом Сергием (Дружининым), что было первой тайной «иосифлянской» епископской хиротонией. Титул был выбран потому что в Серпухове к иосифлянам присоединилась почти половина храмов, благодаря чему город стал центром иосифлянского движения в Московской епархии.

В январе 1929 года вступил в управление епархией. В юрисдикции владыки Максима находились 18 приходов в Серпухове, приходы в Коломне, Звенигороде, Переславле-Залесском и ряде других городов. После ареста епископа Алексия (Буя) в марте-мае 1929 года епископ Максим окормлял также и воронежских и украинских иосифлян.

Для борьбы с «иосифлянством» в Серпухове митрополит Сергий направили в город популярного среди православных верующих епископа Мануила (Лемешевского).

Арест, лагерь, мученическая кончина

24 апреля 1929 года был арестован ОГПУ. 5 июля 1929 года приговорён к пяти годам заключения. В конце ноября того же года был помещён в Соловецкий лагерь, где работал врачом и заведовал тифозным бараком.

Вместе с епископами Виктором (Островидовым), Нектарием (Трезвинским) и Иларионом (Бельским), а также другими священнослужителями, совершал тайные богослужения в лесу. По словам профессора Андреевского, также отбывавшего срок в Соловках, «меньше чем через год, мы, все его коллеги, поняли, что он был не только замечательный врач, но и великий молитвенник».

Работал врачом во время тифозной эпидемии среди заключённых. Был тюремным врачом в Белбалтлаге.

Срок его заключения в октябре 1930 года был продлён ещё на пять лет. В декабре 1930 был арестован в лагере и отправлен в Бутырскую тюрьму, где ему было предъявлено обвинение в рамках дела «нелегальной черносотенно-клерикальной и церковно-монархической организации „Истинное Православие“». 18 февраля 1931 года был приговорён к высшей мере наказания.

Расстрелян 4 июня 1931 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище, место захоронения не известно.

Память

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установление памяти 22 мая.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ