Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Макарий (Васильев)

Макарий (Васильев)

Религия

17 сентября 1871 - 01 апреля 1944

епископ Русской православной церкви, епископ Маловишерский, викарий Новгородской епархии


Схиепископ Макарий (в мантии Кирилл, в миру Кузьма Васильевич Васильев; 5 (17) сентября 1871, деревня Губа, Большегорская волость, Тихвинский уезд, Новгородская губерния — 1 апреля 1944, Псково-Печерский монастырь) — епископ Русской православной церкви, епископ Маловишерский, викарий Новгородской епархии.

Биография

Родился в крестьянской семье. Окончил земскую школу.

С юных лет стремился к монастырской жизни, но не сразу смог исполнить своё желание, так как штат всех монастырей епархии был заполнен и новых послушников в них не брали. Когда в 1894 году на месте упразднённой Макарьевской пустыни в 110 верстах от Новгорода был учреждён новый миссионерский монастырь, он сразу устремился в него.

В 1900 году принял монашеский постриг с именем Кирилл. В 1901 году рукоположен в сан иеромонаха.

После преобразования монастыря в общежительный и отстранения от должности первого настоятеля, игумена Арсения (Алексеева), братия единодушно избрала иеромонаха Кирилла на это место. 19 августа 1906 года решение братии было утверждено Святейшим Синодом.

11 марта 1910 года возведён в сан игумена.

Известность монастыря, число братии и богомольцев постепенно возрастали. К игумену Кириллу из разных мест, особенно из Петербурга, постоянно тянулись люди в поисках духовного утешения. Среди его почитателей был и епископ Андрей (Ухтомский).

В 1919—1920 годы монастырь был преобразован в трудовую сельскохозяйственную артель «Земля и труд», однако богослужения в храмах продолжали совершаться, а в корпусах монастыря жили 30-40 насельников.

Весной 1922 года в период кампании по «изъятию церковных ценностей» игумен Кирилл призвал верующих к защите главной святыни обители — раки с мощами преподобного Макария — «до последней возможности, даже до крови». Настоятелю и братии удалось скрыть от «изъятия» множество драгоценной церковной утвари и священных предметов.

Резко отрицательно отнёсся к возникшему в мае 1922 года обновленческому расколу. Не признавая обновленческого ВЦУ, он стал одним из руководителей так называемого «автокефального движения» в Новгородской епархии.

Архиепископ Андрей (Ухтомский) предложил стать игумену Кириллу добрым епископом, на что последовало его согласие. Согласие на эту хиротонию дал временно управляющий Новгородской автокефалией епископа Крестецкий Серафим (Велицкий) по поручению архиепископа Андрея (Ухтомского) в соответствии с просьбой православных Новгородской епархии.

22 марта (4 апреля) 1923 года тайно хиротонисан во епископа Любанского, викария Новгородской епархии. Хиротонию совершили Трофим (Якобчук) и епископом Валдайский Иосиф (Невский). Хиротония была совершена в период домашего ареста Патриарха Тихона с целью противодействия обновленцам. После хиротонии оставался настоятелем пустыни.

15 июля 1924 года епископа Макария вместе с 15-ю иноками арестовали чекисты — за сокрытие от большевиков монастырских «ценностей» и увезли в Новгород, где и судили. Епископу Кириллу пять лет тюрьмы со строгой изоляцией.

С 1927 года — епископ Маловишерский, викарий Новгородской епархии. В июле 1928 года уволен на покой. Тогда же в Александро-Невской Лавре принял схиму с именем Макарий.

17 февраля 1932 года арестован в числе братии Макарьевской пустыни. Приговорён к 3 годам ссылки в Казахстан.

После окончания срока ссылки вернулся в Ленинградскую область. Вплоть до начала Великой Отечественной войны и захвата немцами Новгорода, схиепископ Макарий занимался деятельностью катакомбного епископа в пределах бывших Новгородской и Петроградской губерний. С большими предосторожностями и постоянной опаской и оглядкой скитался из селения в селение, из одного города в другой. Работал у крестьян в колхозах в качестве пастуха. Объезжал города и сёла для совершения богослужений и треб, постригал желающих в монашество, рукополагал во священники тех, кого он сам приготовлял к принятию сана. Шутя говорил, что у него была своя духовная семинария и академия. Имел многочисленных духовных чад — мирских, тайных монахов и тайных священников. Был близок к иосифлянам.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ