Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Макаренко, Михаил Янович: биография

Макаренко совмещал учёбу и работу, самостоятельно подготовился по программе 8-10 классов и в июле 1962 года поступил на заочное отделение философского факультета МГУ. Тогда же, в июле 1962 года на заводе железобетонных изделий, где работал Макаренко, рабочие переизбрали профсоюзный комитет и выдвинули руководству завода требования об увеличении зарплаты. Макаренко согласился возглавить новоизбранный протестный комитет, за что был уволен с завода, исключён из МГУ и впоследствии лишён возможности видеться с детьми.

Коллекционер и галерист

В 1965 году московский художник Александр Семёнович Жигалко обратился к руководству Сибирского отделения АН СССР с предложением подарить свою коллекцию Сибирскому отделению. Предложение было принято, в качестве своего доверенного лица Жигалко представил Михаила Макаренко. В процессе передачи коллекции в галерею Дома учёных в Новосибирском академгородке Макаренко предпринял некоторые усилия чтобы остаться в Новосибирске и вскоре он и его помощник Вячеслав Родионов были приняты в штат Дома Учёных на должности слесарей-сантехников. Фактически Макаренко стал руководителем картинной галереи Дома. Присущая ему деловая хватка, энергия и любовь к мистификациям оставляли у большинства современников неоднозначное впечатление, лично знавшие сравнивали его с Остапом Бендером, одновременно отмечая его глубокую порядочность, целеустремлённость и организаторские способности.

Идея Макаренко, сообщённая им и одобренная руководством СО АН, заключалась в создании на базе Дома Учёных картинной галереи вне подчинения фурцевского Минкульта. В такой галерее можно было бы собрать и демонстрировать коллекцию русского авангарда, в котором Макаренко разбирался очень хорошо. Возможно, что на выбор Макаренко оказал влияние тот факт, что в Новосибирск была выслана вдова Эль Лисицкого и работал Николай Грицюк. По некоторым свидетельствам, Макаренко сумел убедительно создать у окружающих впечатление, что «добро» на галерею исходит из высших эшелонов КПСС и что у него есть в этих эшелонах личные связи. Первым событием галереи стала обещанная при дарении картин персональная выставка Жигалко, она открылась весной 1966 и не произвела особого впечатления. Но этой выставкой был дан старт деятельности галереи, далее подбор картин для выставок осуществлял Макаренко во взаимодействии с Советом картинной галереи (фактически, с председателем совета физиком Львом Розенфельдом, тоже крупным коллекционером). Безукоризненный вкус и эрудиция Макаренко и Розенфельда превратили галерею в заметное явление в культурной жизни СССР.

В 1966—1967 годах в Доме Учёных прошли выставки Николая Грицюка, Дмитрия Гриневича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Роберта Фалька, Михаила Шемякина и других художников. Выставки пользовались огромной популярностью как в Академгородке, так и за его пределами, в Новосибирск приезжали посетители со всей страны, в том числе многие известные деятели науки и культуры. Художники и их наследники охотно предоставляли сохранившиеся у них картины для экспозиции в галерее.

Несмотря на успех начинания, в том числе заметные сборы от продажи билетов, СО АН не смогла обеспечить должного административного оформления штата галереи и финансирования деятельности выставок и Макаренко был вынужден вкладывать в работу галереи собственные средства, продавая картины старых мастеров из личной коллекции, как в государственные музеи, так и через комиссионные магазины. В общей сложности он профинансировал расходы галереи из собственных средств более чем на 30 тысяч рублей, что было очень значительной суммой в СССР в 1966-67 годах. По-видимому, в процессе работы в галерее Макаренко находил пути возмещения этих расходов, документальных свидетельств об этом пока нет, но многие считали его очень состоятельным деловым человеком.

Заключённый и правозащитник

В марте 1968 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором руководство партии приняло решение сворачивать идеологические свободы «хрущёвской оттепели». Для Академгородка это выразилось в закрытии ряда молодёжных клубов и организаций, исключении причастных к их деятельности людей из комсомола и КПСС. Партийное руководство области сообщило Макаренко о прекращении выставочной деятельности, а руководство СО АН уволило его из штата и предложило закрыть галерею, сдать картины на склад и освободить служебную жилплощадь. Протесты студентов и преподавателей против закрытия галереи не произвели никакого впечатления на ответственных лиц в Новосибирске и в апреле 1968 года Макаренко был вынужден уехать обратно в Ленинград.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ