Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Макаренко, Антон Семёнович: биография

Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903—1972) и его супругу Галину Константиновну (1908—1999, в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и А. Г. Явлинского (1915—1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).

Ряд воспитанников Макаренко первоначально выбрали другую стезю в жизни, но через некоторое время обратились к воспитательной деятельности. Среди таких деятелей наиболее известен Л. В. Конисевич, более 15 лет отдавший морской службе, а затем на четверть века возглавивший на Украине интернат «Алмазный», где воспитание было основано на посильном и увлекательном уходе за цветниками, садом и огородом. В конце жизни Леонид Вацлавович успел подготовить в своей книге «Нас воспитал Макаренко» наиболее подробные (из всех имеющихся) воспоминания о жизни и труде в коммуне им. Дзержинского именно с точки зрения воспитанника.

Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина (1928—2002, начал с успешного внедрения системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан), И. А. Зязюна (Украина), а также А. А. Католикова, А. А. Захаренко, А. С. Гуревича, В. М. Макарченкова и др.

Идеи организации коллектива А. С. Макаренко (опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление и др.) развивал советский педагог Фёдор Фёдорович Брюховецкий. Создавая на принципах гуманизма творческий коллектив детей и взрослых, Ф. Ф. Брюховецкий творчески применил эти идеи в практике массовой школы и дополнил оригинальным содержанием с учётом социальных условий воспитания в послевоенные годы.

Пропагандой опыта А. С. Макаренко в том или ином виде продолжали заниматься и многие его сотрудники и преподаватели Колонии им. М. Горького и Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. В первую очередь здесь следует упомянуть главного организатора клубной и внеклассной работы Колонии и Коммуны — Виктора Николаевича Терского [1898-1965] (в Пед. поэме — В. Н. Перский) и главного агронома Колонии им. М. Горького — неутомимого Н. Э. Фере (в Пед. поэме — Н. Шере), после увольнения Макаренко из Колонии им. М. Горького перешедшего в сельскохозяйственную науку, но помнившего опыт сотрудничества с А. С. Макаренко и написавшего о нём книгу «Мой учитель».

Любопытным продолжением макаренковского движения проявили себя ряд представителей комсомола, занявшихся в середине 1960-х годов работой с «трудными» подростками. Некоторые из них, к примеру, Виталий Ерёмин, вполне сознательно использовали опыт и подходы А. С. Макаренко, о чём упоминают в описании своего педагогического опыта.

Учитывал опыт А. С. Макаренко в коммуне им. Ф. Е. Дзержинского (попытка привнесения учебных элементов в работу коммунаров на существующих в то время заводах — электросверлилок и оптико-механическом), — при разработке формы, объединяющей учебный и производительный труд старших школьников в учебном цехе Харьковского тракторного завода, получившей название «Учебное производство», которая здесь же прошла длительное апробирование, — доктор педагогических наук, профессор Павел Андреевич Ярмоленко. Ученый исследовал психолого-педагогические проблемы политехнического образования, трудового обучения и воспитания, производительного труда в политехническом обучении и воспитании, системы профессиональной ориентации, познавательной деятельности, технического и эстетического творчества, высшего педагогического образования, инженерно-педагогического образования, гуманистического воспитания личности (25; 26 с. 95; 27—29). Работа учебного цеха Харьковского тракторного завода за трудовое воспитание и профессиональную ориентацию молодежи под руководством П. А. Ярмоленко отмечена премией Ленинского комсомола (1971), одобрена коллегией Министерства просвещения СССР, Президиумом ЦК профсоюза и др. П. А. Ярмоленко был научным руководителем проекта политехнического центра Дзержинского района г. Харькова, отмеченного премией Ленинского комсомола (1975) (25. С. 7). Для изучения педагогической теории и практики А. С. Макаренко преподаватели кафедры педагогики Харьковского государственного университета им. А. М. Горького выполнили методическую разработку для студентов педагогических отделений «Педагогическое наследие А. С. Макаренко и реформа школы» по спецкурсу «Методика воспитательной работы» (30).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ