Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Майков, Валериан Николаевич: биография

15 июля 1847 года Майков, гостя в Петергофском уезде, разгоряченный жарой стал купаться в озере и умер от удара. В. Н. Майков был похоронен на деревенском кладбище в Ропше неподалёку от Петербурга.

Посмертные отзывы и публикации

На смерть Майкова многие печатные издания откликнулись некрологами, в которых выражалась скорбь по поводу тяжёлой утраты, постигшей науку и литературу. Очень скоро, однако, имя его было забыто. В 1861 году сочувственный отзыв о его творчестве оставил Ф. М. Достоевский, в 1868 году — И. С. Тургенев («Литературные воспоминания»). Лишь в 1872 году творчество Майкова впервые детально проанализировал А. М. Скабичевский в ряде статей журнала «Отечественные записки», где значительно преувеличил степень разногласий между Майковым и Белинским.

В 1886 году обстоятельному рассмотрению деятельность Майкова подверглась в «Вестнике Европы» в статье К. К. Арсеньева. Настоящий всплеск интереса к наследию В. Н. Майкова наблюдался в 1891—1892 годах, когда А. Н. Чудиновым в журнале «Пантеон Литературы» были изданы «Критические опыты» Майкова под редакцией его брата Л. Н. Майкова. В других журналах по поводу «Критических опытов» появился ряд статей — А. Н. Пыпина («Вестник Европы», 1892, № 2), M. A. Протопопова («Русская мысль», 1891, № 10), Ар. Мухина («Исторический вестник», 1891, № 4), позднее А. Л. Волынского («Русские критики»).

Значение творчества

С. А. Венгеров в ЭСБЕ отмечал, что сочинения В. Н. Майкова не получили широкого распространения, несмотря на то, что частое сопоставление с В. Г. Белинским создало ему репутацию «преемника» последнего. Сам Майков, осознавая особенности своей творческой личности, в письме к И. С. Тургеневу прямо заявлял, что «никогда не думал быть критиком в смысле оценщика литературных произведений»:

Я всегда мечтал о карьере учёного, но как добиться того, чтобы публика читала учёные сочинения. Я видел и вижу в критике единственное средство заманить её в сети интереса науки. Есть люди, и много, которые прочтут учёный трактат в «Критике» и ни за что не станут читать отдела «Наук» в журнале, а тем более учёной книги. В. Н. Майков - И. С. Тургеневу

Критические статьи Майкова (в частности, о А. В. Кольцове) были наполнены теоретическими размышлениями о разнообразных аспектах искусства, народности и т. д., но в гораздо меньшей степени касались непосредственно творческой стороны.

Согласно биографии С. А. Венгерова в ЭСБЕ, Майков не был «даровитым писателем в обыкновенном смысле этого слова». Там же утверждалось, что «стиль его критических статей вял и неярок, местами даже тёмен», исследования романтизма, творчества Искандера, Тютчева — вторичными, и отмечалось, что действительно оригинальной была высокая оценка Майковым повести Ф. М. Достоевского «Двойник», относительно которой в то время господствовало мнение В. Г. Белинского, назвавшего её «нервической чепухой».

Творческое наследие В. Н. Майкова

Несмотря на критическое отношение к учению Огюста Конта, в науке В. Н. Майков стал известен как один из первых российских позитивистов. В области литературы В. Н. Майков был одним из первых в России критиков-теоретиков, который в отличие от большинства современников не концентрироал внимание на разборе конкретных произведений, но встраивал свои наблюдения в конструкцию собственной, заранее разработанной, «весьма стройной эстетической теории».

Следуя за Белинским, Майков пытался защитить гоголевскую, то есть так называемую в то время «натуральную» школу, от упрёков в том, что она занимается «грязной» действительностью, будто бы недостойной художественного воспроизведения. При этом свои выводы Майков старался обосновать научно, используя познания в философии и психологии, оперируя, в частности, идеей о том, что «каждый из нас познает и объясняет себе все единственно по сравнению с самим собою».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ