Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мухаммад Бакир Маджлиси

Мухаммад Бакир Маджлиси

Религия

шиитский богослов и законовед, живший в Иране в эпоху Сефевидов


Мухаммад Бакир ибн Мухаммад Исфахани Маджлиси (1627—1699/1700 г. н. э.), или Алламе Маджлиси — шиитский богослов и законовед, живший в Иране в эпоху Сефевидов (1501—1722).

Маджлиси также являлся одним из наиболее авторитетных собирателей и исследователей хадисов среди учёных шиизма двунадесятников. Он вошёл в историю как составитель одного из самых объёмных фундаментальных шиитских сводов хадисов под названием «Бихар аль-анвар» («Моря светов»), представляющего собой энциклопедию преданий от пророка Мухаммада, Фатимы Захры и двенадцати Имамов.

Этот учёный обладал значительным политическим влиянием при дворе Сефевидов в период правления двух последних шахов этой династии — Сулеймана (правил в 1666—1694 гг.) и Султана Хусейна (правил в 1694—1722 гг.). Маджлиси был наделён полномочиями шейх аль-ислам города Исфахан начиная с 1687 г. и вплоть до собственной смерти.

Биографические сведения

Годы жизни и происхождение

Между исследователями жизни Маджлиси существуют разногласия относительно даты его рождения и смерти. Большинство историков — в их числе Катунабади, Табриси — в качестве года рождения указывают 1037 г. хиджры (1627-28 г. н. э.). Однако один из более ранних авторов — Ахмад ибн Мохаммад Бехбахани (ум. 1819 или 1820 г. н. э.) — называет 1038 г. хиджры (1628-29). Точно установлен день смерти Маджлиси — 27 рамадана, однако относительно года его кончины также существуют разночтения: упоминают и 1110 г. хиджры (29 марта 1699 г. н. э.), и 1111 год (18 марта 1700 г.). В XX веке имамитские учёные признали версию, выдвинутую Катунабади, более достоверной.

Как бы то ни было, одним из наиболее авторитетных источников, повествующих о жизненном пути Алламе Маджлиси, является труд Табриси «Аль-Файз аль-Кудси». В данной работе Табриси уделил особое внимание таким аспектам биографии Маджлиси, как его труды, его ученики, его предки и потомки.

Так, известно, что Алламе Маджлиси был сыном другого известного шиитского теолога, Мухаммада Таки Маджлиси (1594/95 — 1659/60), который был известен как Маджлиси-первый (Маджлиси-е-аввал). В связи с этим Мухаммада Бакира Маджлиси также называют Маджлиси-второй (Маджлиси-е-дуввом).

Учителя

Отец Алламе, упомянутый выше Мухаммад Таки Маджлиси, был уважаемым факихом (исламским законоведом) и комментатором хадисов. Именно он стал первым учителем и наставником Алламе Маджлиси в области исламских наук. В дальнейшем Алламе Маджлиси продолжил своё обучение у восемнадцати именитых учёных своего времени, в числе которых были Мухаммад Салех Мазандарани (ум. 1670 или 1675 г. н. э.), Хасан Али Тостари (ум. 1659 г. н. э.), Мухаммад ибн Хайдар Рафиа Наини (ум. 1670). Что касается выдающегося философа Хурра аль-Амили, то он может считаться как учителем, так и учеником Алламе Маджлиси, ибо они оба выдали друг другу сертификат (иджаза), подтверждающий квалификацию в сфере исламских дисциплин.

Ученики

Алламе Маджлиси имел широкий круг учеников, чьё число, по подсчётам разных авторов, колеблется от 49 до 84 человек. Известность среди них приобрели Мухаммад Салех Катунабади (ум. 1714), приходившийся Маджлиси зятем, Ниматулла Джазаири (ум. 1701), Афанли, или Сулейман ибн Абдалла Бахрани. Все они написали ряд значимых работ по исламским дисциплинам.

Научная специализация

Поначалу изучая все мусульманские богословские науки в рамках традиционной для шиитской хаузы программы, в дальнейшем Алламе Маджлиси углубил свои исследования в области Корана и хадисов двенадцати Имамов, избрав это направление в качестве своей специализации. Маджлиси называл предания Имамов сокровищами, воротами к постижению Божественной мудрости.

Основные труды

Перу Алламе Маджлиси принадлежит несколько десятков работ на арабском и персидском языке. Главным трудом его жизни стало создание энциклопедии шиитских хадисов «Бихар аль-анвар», в печатном варианте она состоит из 111 томов.

В число других важных книг Маджлиси входят его комментарии к ряду шиитских сборников хадисов. Так, Маджлиси является автором комментария «Мир’ат аль-укул», написанного им к своду «Аль-Кафи» аль-Кулайни, равно как и комментария «Малад аль-акйар фи шарх ат-тахзиб» — к сборнику «Тахзиб аль-ахкам» ат-Туси. Маджлиси также написал ряд более коротких трактатов, как то «Рисалат ал-е текадат» и «Аль-Важиза фи-р-риджал».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ