Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лузанов, Фёдор Петрович

Лузанов, Фёдор Петрович

Педагоги

16 сентября 1919 - 22 октября 1989

Петрович Лузанов советский виолончелист и педагог, Народный артист РСФСР , Профессор


Фёдор Петрович Лузанов (16 сентября 1919, Ростов-на-Дону 22 октября 1989, Москва) советский виолончелист и педагог, Народный артист РСФСР (1980), Профессор (1984). Зять репрессированного комдива Вильгельма Евгеньевича Гарфа.

Биография

Родился в Ростове-на-Дону, но уже в детские годы переехал в Москву. Очень рано проявил музыкальные способности. С 1931 г. учился в в "Особой детской группе" при Московской консерватории, организованной Александром Гольденвейзером для одаренных детей и известной в наши дни как Центральная музыкальная школа. Здесь вместе с ним учились такие впоследствии выдающиеся музыканты как скрипачи Леон Закс, Борис Гольдштейн и Леонид Коган, пианистка Роза Тамаркина. В 1938 поступил в Московскую консерваторию в класс С. М. Козолупова (окончил в 1943).

В 1945 стал лауреатом Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей.

В сентябре 1947 г. во время первого послевоенного международного конкурса в Праге в музыкальном центре «Рудольфинум», в труднейшем противостоянии с представителями 12-ти стран занял первое место в соревнование скрипачей и виолончелистов. Правда, это первое место он разделил еще с четырьмя своими соотечественниками: Леонидом Коганом (скрипка), Юлианом Ситковецким (скрипка), Игорем Безродным (скрипка) и Мстиславом Ростроповичем (виолончель). Их мастерство было настолько велико, что жюри единодушно отказалось назвать из них лучшего.

Уже с 1943 г., еще студентом Лузанов был приглашен в оркестр Большого театра, где после ухода Исаака Буравского с 1966 г. стал концертмейстером группы виолончелей.

Лузанов был блестящим солистом и превосходным концертмейстером своей группы. Как это часто бывает, звук его виолончели как бы передавался всей группе, которая звучала с ним как группа солистов (пока он оставался в театре). В начале 70-х он перешёл в Госоркестр и группа, с вновь пришедшим новым концертмейстером, несмотря на наличие в ней очень талантливых исполнителей, стала звучать значительно беднее и суше.

— Артур Штильман

C 1970 г., по приглашению главного дирижера Государственного оркестра СССР Евгения Светланова перешел концертмейстером группы виолончелей Государственного академического симфонического оркестра СССР.

«В его искусстве воплотились самые лучшие, самые наихарактернейшие черты школы Козолупова. Черты, присущие нашей русской школе игры на инструменте, который по праву издавна уподоблялся человеческому голосу… В игре Федора Лузанова всегда присутствует момент бесконечного дыхания, бесконечной кантилены, бесконечного пения на виолончели. Это — поистине редчайший дар … Лузановский звук как бы направлен к сердцу слушателя. И “высотная частота” этого звука без всяких препятствий вызывает ответную волну в душе всех тех, кто, так или иначе, соприкасается с искусством этого чародея виолончели. Он буквально говорит на своем инструменте. Говорит с людьми о самом близком, доверительном и непереводимом на какой-либо другой язык … Искусство это порождено великим народом и является неотъемлемой его частью»

— Евгений Светланов

.

Фёдор Лузанов постоянно выступал с сольными концертами, в составе ансамблей, сделал большое число студийных записей. С 1978 г., к тому же, он был солистом Московской филармонии.

С 1952 г. Лузанов преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (с 1977 г. доцент, с 1984 — профессор).

Умер Ф. Лузанов в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

Случай, произошедший во время Первых зарубежных гастролей Государственного оркестра под руководством Светланова, состоявшийся осенью 1967 г. в ФРГ и рассказанный виолончелистом Аркадием Буданицким Нине Куряшкиной:

«Зарубежные рестораны и магазины закрывались около 23-х часов. А гастрольные концерты никогда не заканчивались рано, и в родные номера музыканты добирались далеко за полночь. Поэтому из Москвы всегда привозили свои продукты — сухую колбасу, сыр, сухари, печенье. В поездку в ФРГ Буданицкий взял с собой килограмм чёрной икры, которую раздобыл по случаю. Поскольку голод артистам не грозил (после каждого концерта для них устраивали дружеский банкет), то о заветной банке вспомнили только на третий день. Как обычно, поздний ужин проходил в двухкомнатном номере Светланова. В гости к троице заглянул Максим Шостакович — сын великого композитора. Быстрый подвижный парнишка, открыв банку по просьбе Аркадия, воскликнул:

- Ужас! Икра испорчена! Папа однажды отравился от ложечки икры и чуть не умер!

Светланов царственно распорядился: Аркаша, выбрасывай икру!

Буданицкий отправился в туалет с испорченным продуктом и начал с печальным видом спускать в унитаз ложку за ложкой деликатесного продукта, когда его за этим занятием застал концертмейстер Федор Лузанов. — Дай-ка попробую! — заявил Фёдор Петрович, и, схватив почти пустую банку, с радостным криком рванул к Светланову:

- Женя, отличная икра! Максим напрасно поднял панику!

Отведав икры, Светланов заявил: Максим, мы тебе этого не простим. Своей бдительностью ты погубил нам весь праздник.

На следующий день Максим Шостакович искупил свою вину перед честной компанией, устроив царский ужин из деликатесного угря, которого до тех пор музыканты не пробовали».

Звания

1980 г. – Народный артист РСФСР

Семья

  • жена: Татьяна Вильгельмовна ур. Гарф (1921 - 1990) - дочь комдива Вильгельма Евгеньевича Гарфа;
  • дочь: Наталья Фёдоровна (1941) - арфа;
  • сын: Сергей Фёдорович (1945 - 2015) - виолончель.
  • внук: Фёдор Лузанов, виoлончелист, работает в Оркестре Керетаро, Мексика

Источник

  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 19731982.
  • Артур Штильман. Семь искусств
  • Копытов Г. А. Керберы. Фамильный код. XIV—XXI вв. книга вторая // изд. «Петербург - XXI век». 2013

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ