Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лобанов, Николай Родионович

Лобанов, Николай Родионович

Конструкторы

День рождения 28 ноября 1882

известный авиаконструктор, основатель русской зимней авиации, изобретатель первого снеголёта, директор Московского аэродрома на Ходынском поле


Лобанов, Николай Родионович (28 ноября 1882, Москва — 1959) — известный авиаконструктор, основатель русской зимней авиации, изобретатель первого снеголёта, директор Московского аэродрома на Ходынском поле.

Биография

Семья

Николай Родионович Лобанов родился 28 ноября 1882 года в Москве. Его отец, Родион Лобанов был государственным крестьянином восточного Урала, участником обороны Севастополя. Мать была помещичьей крестьянкой из Тульской губернии.

Образование

В 1891 году Н. Р. Лобанов поступил в начальную трёхлетнюю школу, которую окончил в 1894 году. С 1894 по 1900 годы учился в шестиклассной школе. С 1900 по 1902 годы учился в Производственной школе при Московском вокзале Белорусской железной дороги. С 1902 по 1904 году обучался в реальном училище.

В 1904 году поступил в Высшее московское техническое училище (ВМТУ), в котором тогда преподавал Н. Е. Жуковский. Профессор заметил подающего надежды студента и постепенно приобщил его к воздухоплаванию, которое лишь начинало развиваться в России в то время. Лобанов начал мечтать о конструировании собственного летательного аппарата. Идеи студента одобрил Н. Е. Жуковский и по его протекции Николай Лобанов организовал при ВМТУ студенческий «Воздухоплавательный кружок», членом которого был А. Н. Туполев, впоследствии известный советский конструктор. При непосредственном участии Н. Е. Жуковского Николай Лобанов в 1910 году сконструировал свой первый самолёт из бесшовных труб, получивший название «Птенец (Л-1)». Известно, что Николай Лобанов был арестован за участие в студенческих волнениях (1905 г.). С помощью знакомого казачьего офицера родным удалось освободить юношу... Не склонный к компромиссам, он после революции не был востребован. Выдающиеся изобретения короткого доворелюционного творческого периода не приносили после 17 года ему каких-либо материальных благ и общественного признания, но позволяли сохранять самоуважение.

Изобретения

В 1912 году Николай Лобанов был назначен заведующим Московским аэродромом при московском Обществе воздухоплавания. Здесь он начал осуществлять свои смелые конструкторские проекты.

Тогда русская авиация могла функционировать лишь в весенне-летний период, а во время зимних месяцев простаивала. Это побудило Николая Лобанова начать работу в области разработки первых лыжных ходов для самолётов. В начале 1913 года самолёты, снабжённые лыжами Лобанова, были протестированы на Московском аэродроме. Результаты были превосходными. В феврале того же года «снеголёты» Лобанова были продемонстрированы журналистам и публике.

В 1915 году Николай Лобанов организовал Московский аэротехнический завод и в течение 1915 и 1916 годов поставил на лыжный ход множество русских самолётов, принявших участие в Первой мировой войне.

Таким образом, Николай Лобанов стоял у истоков русской зимней авиации. Её началом принято считать январь 1913 года, когда прошли первые испытания «снеголётов» Лобанова на Московском аэродроме.

Среди других изобретений русского инженера-механика: подшипник с циркулярной смазкой (1911 г.), самолёт-корабль «Л-3» (1916), шкив-пропеллер (1916), автосани (1910-е годы), водяная лыжа-поплавок (1926), бревноконвейер (конец 1920-х гг.).

Источники

  • Хорошилова О. А. «Авиацию на лыжи!». Снеголеты Николая Лобанова // журнал «Родина», 8/2012
  • Хорошилова О. А. Птенец гнезда Жуковского // журнал «Русский промышленник», февраль 2011 г.
  • Бобров Н. Снеголеты // Техника-молодежи, март 1949 г.
  • Бобров Н. Из истории отечественной авиации // Сталинский сокол, март 1948 г.
  • Андерс А. Первый год пятилетки «Добролета» // Вестник воздушного флота, № 1, 1930 г.
  • Н. Р. Лобанов. Дорогое или дешевое авиастроительство? // Сборник докладов Общества друзей воздушного флота при Академии воздушного флота, весна 1923 г.
  • Авиация на лыжах // Московский листок, № 26, 31 января 1913 г.
  • Анощенко Н. Снеголеты // К спорту!, № 3, март 1913 г.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ