Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Лифарь, Серж: биография

Работа в Париже во время оккупации привела к резкому повороту в судьбе Лифаря: французское Движение Сопротивления в Лондонe обвинило его в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Лифарь покидает город и в 1944—1947 годах возглавляет труппу «Новый балет Монте-Карло». После войны Национальный французский комитет по вопросам «чистки» отменил обвинение, и балетмейстер триумфально вернулся в родной театр.

В 1958 году Лифарь был уволен из театра. Он не верил, что это окончательно, долго боролся, но тщетно.

Репертуар

В 1923—1929 годах Серж Лифарь исполнял главные партии в балетах труппы Русский балет Дягилева:

  • Иван-Царевич в «Жар-птице» Игоря Стравинского
  • «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси
  • Арап в «Петрушке» Игоря Стравинского

Кроме этого впервые исполнял главные партии в премьерных спектаклях труппы Русский балет Дягилева:

  • 1927 — 30 апреля, Юноша в «Кошке» Анри Соге, хореография Джорджа Баланчина (Кошка — Ольга Спесивцева)
  • 1927 — 7 июня, «Стальной скок» Сергея Прокофьева, хореография Леонида Мясина
  • 1928 — 12 июня, Аполлон в «Аполлоне Мусагете» Игоря Стравинского в постановке Джорджа Баланчина
  • 1929 — 21 мая, Блудный сын в «Блудном сыне» Сергея Прокофьева, хореограф Джордж Баланчин

Творческое наследие

Творческое наследие Лифаря огромно — это и создание более 200 балетов, написание 25 книг по теории танца. Лифарь воспитал 11 звёзд балета. В 1947 году он основал в Париже Институт хореографии при Гранд-Опера, с 1955 года вёл курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почётным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО.

Постановки

  • 22 мая 1931 — «Вакх и Ариадна» Альбера Русселя
  • 16 декабря 1932 — «На Днепре» Сергея Прокофьева
  • 1933 — «Кошка» Анри Соге (собственная версия с использованием оригинальной хореографии Баланчина).
  • 9 июля 1935 — «Икар» Артюра Онеггера
  • 21 июня 1937 — «Александр Великий» Филиппа Гобера
  • 2 июля 1941 — «Рыцарь и девушка» Филиппа Гобера
  • 31 декабря 1941 — «Болеро» Мориса Равеля, либретто Лифаря и Lon Leyritz, оформление Lon Leyritz (Тореро — Серж Лифарь, Марилена — Сюзанна Лорсия, Спонтане — Серж Перетти)
  • 23 июля 1943 — «Сюита в белом» Эдуара Лало
  • 15 декабря 1947 — «Миражи» Анри Соге по либретто Сержа Лифаря и Адольфа Кассандра, оформление Кассандра.
  • 14 июня 1950 — «Федра» Жоржа Орика
  • 14 ноября 1951 — «Белоснежка» Мориса Ивена, оформление Дмитрия Бушена
  • 29 октября 1946 — «Утренняя серенада» Франсиса Пуленка
  • 1946 — «Шота Руставели» на музыку Артюра Онеггера и Александра Черепнина
  • 1948 — постановка новой редакции балета «Стальной скок» Сергея Прокофьева, художник Фернан Леже
  • 1958 — «Франческа да Римини» на музыку П. И. Чайковского, оформление Феликса Лабисса

Хореография для кинематографа

  • 1937 — «Умирающий лебедь», фильм Жана Бенуа-Леви и Мари Эпштейн.

Признание и награды

При жизни Сергей Лифарь получил много наград от различных государств. Он был кавалером высших наград Франции: ордена Почетного легиона и ордена Литературы и искусства, обладателем высшей награды балета — «Золотой туфельки» и премии «Оскар», награждён Золотой медалью города Парижа.

Имя Лифаря носит один из балетных репетиционных залов парижской Оперы.

Живопись

Мир балета был не единственным увлечением Лифаря. Он дружил со многими художниками, среди которых были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр (Адольф Мурон), Марк Шагал, оформившие многе его спектакли. В своё время сотрудничество Лифарю предлагал Сальвадор Дали, однако его сюрреалистический проект декораций и костюмов к знаменитому «Икару» (с костылями вместо крыльев) был отклонён.

Уход из театра подтолкнул Лифаря профессионально взяться за кисть. В 65 лет у него проявился талант художника. Он рисовал и раньше: на программках, афишах, записках — карандашом, помадой, гримом. В 1972—1975 годах выставки картин Лифаря пользуются большой популярностью: Канны, Париж, Монте-Карло, Венеция. Хотя сам Лифарь достаточно сдержанно относился к своему увлечению. «Эти графические, почти пластические работы я посвятил своему другу Пабло Пикассо. Он был настолько любезным, что удивился, залюбовался и горячо посоветовал мне продолжать. Только я не художник, а хореограф, рисующий», — писал он в последней автобиографической книге «Мемуары Икара». Он оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков. Основной сюжет — балет, движения, драматургия танца.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ