Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Лиепа, Марис Эдуардович: биография

В 1964 году в Большой театр приходит Юрий Григорович. Марису Лиепе он поручает роль Ферхада в «Легенде о любви». Лиепа оценил её как идеальное слияние музыки и движений и утверждал, что плохо станцевать и сыграть Ферхада попросту невозможно. Однако на то, чтобы добиться в высоком прыжке «парения духа» уходили часы. Немудрено, что в новой постановке балетмейстер видит Лиепу отважным и благородным Спартаком — «Ферхадом в Древнем Риме». Однако на репетиции Григорович неожиданно увидел, как Лиепа показывает коллеге кусочек «текста», предназначенного для Красса. И тут же предлагает «порепетировать немножко Красса». 9 апреля 1968 года Марис Лиепа вышел на сцену в доспехах римского полководца. Хотя была договоренность, что Владимир Васильев со временем станцует Красса, а Лиепа — Спартака, такого обмена не произошло. Ни один из последующих исполнителей партии Красса не мог даже приблизиться к уровню Мариса Лиепы, а неплохих Спартаков было немало. За 14 лет Лиепа сразился со всеми Спартаками Большого театра. Творческая победа была отмечена Ленинской премией, врученной 9 июня 1970 года. В костюме Красса написал портрет Лиепы Александр Шилов.

1970-е годы

После «Спартака» Юрий Григорович нашёл роли для Мариса Лиепы в новых версиях «Лебединого озера» и «Спящей красавицы». В отношениях артиста и балетмейстера начинается пока малозаметное охлаждение. Но диапазон творчества Лиепы расширяется. Он проводит творческие вечера и встречи со зрителями. Снимается в кино. Ставит танцы в спектаклях Театра имени Вахтангова «Антоний и Клеопатра» и «Степан Разин». Работает над танцевальными эпизодами в спектаклях Еланской «Почта на Юг» и «Бедные люди» по Достоевскому. В Театре имени Пушкина ставит танцы в спектакле «Шоколадный солдатик», где занята жена — Маргарита Жигунова. И пока ещё получает роли в премьерных спектаклях Большого театра, правда, поставленных уже не Григоровичем. В «Анне Карениной» в 1972 году танцует Вронского, 4 года спустя — Каренина. Необычно забавен его Принц Лимон в балете «Чиполлино» (1977 год). В 1978 году Марис Лиепа выступает Первым танцовщиком в балете Владимира Васильева «Эти чарующие звуки» на музыку композиторов XVIII века. Лиепа готовит новые роли в гастрольных спектаклях; советские зрители его Клавдио, Гирея, Ганса не видят. Зато гастролируя по Греции с латышским балетом, Лиепа танцует в «Кармен-сюите» партию Хозе, несколько «потеснившего» заглавную героиню в постановке Александра Лемберга. Позже танцовщик включит «Кармен-сюиту» в программу своих творческих вечеров в Москве. Известно балетное изречение: «Приходит опыт — уходит прыжок». Но за великими танцорами интересно наблюдать, даже если они пешком ходят по сцене. Таких ролей в балетном репертуаре мира немало. Одно время Марис Лиепа надеется на приглашение Мориса Бежара, намекавшего на совместную работу. Приглашения не последовало. На нетактичные вопросы: «Долго ли ещё думаете танцевать?» Лиепа отвечает: «Пока не умру прямо на сцене во время спектакля». В 1978 году увидела свет книга Наталии Рославлевой «Марис Лиепа». На будущее героя книги автор смотрит весьма оптимистично.

1980-е годы

Вечную жажду творчества Марис Лиепа выразил и в содержании, и в названии своей книги «Я хочу танцевать сто лет». В 1981 году её издали в Риге на латышском языке; на русский перевели и издали только в 1996 году — к 60-летию актёра. А в 1982 году на русском языке вышла книга под названием «Вчера и сегодня в балете». В ней автор повествует о последних творческих успехах. К ним относится работа с Борисом Эйфманом над балетами «Идиот» и «Автографы»; защита диплома в ГИТИСе и «Дон Кихот» в Днепропетровске; работа на ЦТ и выход телефильма «Я начинаю новый монолог»; «Спартак» в Большом театре 28 марта 1982 года. Вместе с отцом на сцену выходит Андрис Лиепа; в первом акте гладиатором, во втором — патрицием.

А потом была София, где состоялось 4501-е выступление Мариса Лиепы и отмечалось 30-летие его творческой деятельности. Большой театр, сцену которого Лиепа считал балетной сценой мира № 1, юбилея «не заметил».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ