Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Аржанов, Михаил Михайлович

Аржанов, Михаил Михайлович

Герои

21 июня 1873 - 03 октября 1938

российский и советский военный деятель, железнодорожник, в годы Гражданской войны начальник ЦУПВОСО, Герой Труда , Почётный железнодорожник , дивинженер запаса


Михаил Михайлович Аржанов (21 июня 1873 — 3 октября 1938) — российский и советский военный деятель, железнодорожник, в годы Гражданской войны начальник ЦУПВОСО, Герой Труда (1930), Почётный железнодорожник (1934), дивинженер запаса (1937).

Биография

Из дворян. Родился Михаил Михайлович Аржанов в 1873 году, в семье учащегося Военно-медицинской академии, впоследствии военного врача. В детстве жил в Закавказье, окончил кадетский корпус.

В 1899 году поступил в Александровское военное училище, через два месяца был переведён в Николаевское инженерное училище, окончил с отличием, выпущен в 1892 году в чине подпоручика в 4-й сапёрный батальон и был откомандирован на 2-й курс Военной электротехнической школы. В 1893 году окончил офицерский электротехнический класс, но уже в 1894 году уволился со службы.

В отставке устроился на работу конторщиком-списчиком управления Московско-Брестской железной дороги, с августа 1899 года — ревизор движения на той же дороге. С началом Русско-японской войны, в 1904 году мобилизован, был назначен начальником эксплуатационного участка Управления военных сообщений (УВОСО) Манчжурской армии. В боях был ранен, за боевые отличия награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами. После перемирия становится инженером для поручений при начальнике штаба Манчжурской армии.

В 1907 году вновь вышел в запас, назначен ревизором движения 4-го участка (Минск). С марта 1907 года работал на Среднеазиатской железной дороге — начальником отделения службы движения, с апреля 1912 года — второй, позднее первый помощник начальника службы движения дороги.

С началом Первой мировой войны был вновь мобилизован и назначен начальником головного железнодорожного отдела, с апреля 1915 года — начальник отдела путей сообщения Управления ВОСО Кавказского фронта, позднее — начальник службы движения Среднеазиатской железной дороги, с ноября 1915 года — помощник начальника, затем начальник Архангельского отдела Северных железных дорог, с 1917 года служил на Мурманской железной дороге — помощник начальника, затем начальник Полярного отдела, затем вновь помощник начальника.

С мая 1918 года работал в Наркомате путей сообщения (НКПС) — начальник Технического отдела Эксплуатационного управления, помощник начальника, начальник того же управления. В 1918 году вступил в РККА, в конце 1918 года назначен начальником ЦУП ВОСО РККА. С 24 февраля 1919 года по 15 августа 1922 года — начальник ЦУП ВОСО РСФСР. Одновременно он занимал посты: с апреля 1920 года по апрель 1921 года — главный инспектор путей сообщений РСФСР; с 1919 года — заместитель начальника Полевого штаба РВСР; с 17 декабря 1921 года по 1923 год — главный начальник военных снабжений (Главвоенснаб) РККА.

У М. М. Аржанова был собственный литерный поезд, в числе прочего там был вагон-гараж с автомобилем. С ним на поезде путешествовали многочисленные порученцы и охрана. М. М. Аржанов был постоянно в разъездах, решал проблемы с военными сообщениями и снабжением, за время Гражданской войны он побывал на Кавказском, Восточном, Западном, Южном и Северном фронтах.

Благодаря ему скорость переброски эшелонов на Западный фронт против войск Н. Н. Юденича была доведена до 1 000 километров в сутки, за что 31 октября 1919 года М. М. Аржанов получил благодарность РВСР. С июля 1919 года он отвечал за переброску войск для отражения наступления армии ВСЮР А. И. Деникина. При контрнаступлении РККА в конце 1919 года — начале 1920 года большую сложность для железнодорожников представляло восстановление путей сообщения, так как Юго-Восточные железные дороги сильно пострадали в результате боёв. В феврале-марте 1920 года под его руководством железные дороги были восстановлены.

Во время Советско-польской войны в период наступления РККА на Варшаву (август 1920 года) нужно было быстро перешивать колею с европейской на русскую, под контролем М. М. Аржанова скорость перешивки была доведена до 20 километров в сутки. После поражения РККА поезду Аржанова пришлось с боем прорываться из окружения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ