Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кумарин, Валентин Васильевич

Кумарин, Валентин Васильевич

Педагоги

25 апреля 1928 - 14 июля 2002

советский и российский педагог и публицист, один из продолжателей дела Антона Семёновича Макаренко, один из ведущих учёных-макаренковедов своего времени


Валентин Васильевич Кумарин (25 апреля 1928, Княжеверятино, Тамбовская область — 14 июля 2002, Москва) — советский и российский педагог и публицист, один из продолжателей дела Антона Семёновича Макаренко, один из ведущих учёных-макаренковедов своего времени. Доктор педагогических наук, профессор. Член Союза журналистов СССР.

Детство и юность

Валентин Васильевич — уроженец деревни Княжеверятино Тамбовской области. Детство кончилось с началом войны. В учёбе при этом всегда показывал блестящие успехи. После школы — военно-морское училище: офицер 4-го ВМФ СССР (застал последние месяцы Войны на Балтике). Старшим лейтенантом уволился в запас. Экстерном окончил факультет иностранных языков Орехово-Зуевского педагогического института. Собирался стать переводчиком, но «случайно» попавшая в руки «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко круто изменила его судьбу.

После окончания пед. института выбрал одно из самых трудных и глухих мест — стал учителем в сельской школе-интернате Владимирской области. Там же, будучи уже директором детского дома, без добавлений от себя, по-немецки точно повторил методику Макаренко. Работа детдома стала настолько успешной, что вдова великого педагога, Галина Стахиевна, предложила переезд в подмосковное Болшево (известное также как место одной из первых трудовых коммун в СССР под рук. М. С. Погребинского). Ровно год разбирали огромный личный архив А. С. Макаренко, многие письма и заметки из которого оказалось возможным обнародовать только после Перестройки. Итогом стало поступление в аспирантуру НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (1961 г.), редакторство в журнале «Народное образование» (1962—1965 гг.), работа научным сотрудником, заведующим отделами, лабораториями (с перерывами) в системе АПН-РАО (1965—1998 г.). В 1975—80 гг. заведование отделом нравственного воспитания в НИИ педагогики Украины.

Научная работа по макаренковедению

Обе диссертации В. В. Кумарина защищены по творчеству А. С. Макаренко. Автореферат кандидатской диссертации (1968 г.) по теме «Теория А. С. Макаренко и пути её эффективного применения в современной школе» стал основанием для первого президента АПН СССР Владимира Михайловича Хвостова, чтобы назначить Валентина Васильевича Кумарина руководителем группы референтов, а затем и учёным секретарём Президиума АПН (1969—72 гг.);

Первой же работой, выполненной В. В. Кумариным в этом качестве, был проект школы-комплекса с учётом природосообразных особенностей обучения. Основное положение проекта — что воспитание в школе становится крайне затруднительным, если размер коллектива превышает границу примерно в 600 человек, за которой обычному человеку — директору — уже невозможно, в частности, знать всех учеников по именам (педагоги знают, что это значит). Вместо расцветавшей в те годы и в школьном строительстве гигантомании, когда в одно здание старались уместить 800, 1000, 1300 учащихся, В. В. Кумарин предложил школу-комплекс с несколькими коллективами, каждый из которых не превышал обусловленную природой величину. Замысел был поддержан президентом АПН, но министр (тогда ещё) просвещения СССР встретил его отказом. Тогда В. В. Кумарин по представлению В. М. Хвостова был командирован в Центральный институт педагогики ГДР и выступил по соответствующей теме от имени последнего.

Учёные ГДР отнеслись к предложению исключительно по-деловому. Два раза В. В. Кумарин был принят по этому вопросу Маргот Хонеккер, а вскоре уже специалисты из управления архитектуры и строительства выпытывали у него мельчайшие педагогические детали. Ровно через год (в 1971 г.) первая школа-комплекс была построена в небольшом городке Котбусе (97 км от Берлина). В 1972 году, изучив сведения с мест о достоинствах предложенного изобретения, Маргот Хонеккер издала приказ, предписывавший во всех округах рассчитывать школьное здание не больше, чем на 600 человек, а если детей больше, то строить школу-комплекс. Самый большой комплекс — из 4-х автономных школ — В. В. Кумарину показали в 1977 году в новом микрорайоне Лихтенсхаген главного портового города бывшей ГДР Ростока

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ