Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кузьмин, Аполлон Григорьевич

Кузьмин, Аполлон Григорьевич

Историки

08 сентября 1928 - 09 мая 2004

советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор, публицист, общественный деятель


Аполлон Григорьевич Кузьмин (8 сентября 1928, село Высокие Поляны, Рязанская губерния — 9 мая 2004, Рязань, похоронен в Москве) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор, публицист, общественный деятель. Автор работ о происхождении Древней Руси и истории индоевропейских народов. Занимал позиции антинорманизма.

Биография

Окончил исторический факультет Рязанского государственного педагогического института (1956). В начале 1960-х годов по приглашению своего учителя академика М. Н. Тихомирова переехал из Рязани в Москву и вошёл в состав рабочей группы Института истории АН СССР по публикации ПСРЛ. Затем в конце 1960-х годов по рекомендации академиков Б. А. Рыбакова и И. Д. Ковальченко Кузьмин стал заместителем главного редактора журнала «Вопросы истории», совмещая эту должность с работой на кафедре истории феодализма исторического факультета МГУ. В этот период активно участвовал в различных дискуссиях по ключевым проблемам российской истории (этногенез славян, происхождение Древнерусского государства, изучение русского летописания, подлинность «Слова о полку Игореве» и др.).

В 1975 году по приглашению профессора Д. С. Бабурина он перешёл на работу в МГПИ им. Ленина, где проработал почти 30 лет и подготовил несколько десятков докторов и кандидатов исторических наук (А. Ф. Киселёв, С. В. Перевезенцев, В. В. Фомин, В. И. Вышегородцев, Е. Ю. Спицын, Г. А. Артамонов, В. В. Маландин, В. И. Меркулов, Е. С. Галкина, Е. А. Колесникова, Ю. А. Мамаева, Г. В. Талина и др.)

В 1996 году в автокатастрофе погибла его дочь Татьяна. В начале 2000-х годов Кузьмин приехал в Рязань на отдых и лечение к своей старшей дочери Ирине. Скончался 9 мая 2004 года от заражения крови в Рязанской областной больнице. Похоронили Аполлона Григорьевича Кузьмина в Москве, на Хованском кладбище, после отпевания в храме Архангела Михаила в Тропарёве.

Научная деятельность

В 1963 году защитил кандидатскую диссертацию «Рязанское летописание». В 1971 году защитил докторскую диссертацию «Начальные этапы древнерусского летописания».

Является автором ряда концепций, связанных с изучением этногенеза индоевропейцев и славян, древнерусского летописания, «варяжской», «норманской», «русской» и «хазарской» проблем, происхождения Древнерусского государства, типологии первичных форм социальной организации индоевропейских народов, истоков русского христианства и крещения Руси, проблемы диалектики взаимоотношений «Земли» (общества) и «Власти» (государства)[уточнить].

Предположил, что праславяне формировались во II — начале I тысячелетия до н. э. на обширной территории Европы от южного побережья Балтики до лесостепи Приднепровья.

Общественная деятельность

В советское время активно участвовал в кампании по борьбе с сионизмом, который впоследствии назвал «механизмом власти врагов рода человеческого». В 1974 году в рецензии на книгу «Сионизм. Теория и практика» приводил цитату из «меморандума одного из еврейских обществ США», свидетельствующую о давнем («от времен Моисея») стремлении евреев «господствовать над миром». Был автором главы в книге «Идеология и практика международного сионизма» (М., 1978), а в 1979 году рецензировал в журнале «Молодая гвардия» ещё одну книгу о сионизме.

По свидетельству писателя С. Н. Семанова,

… Кузьмин сказал, что дает бумаги своим студентам (это младшие даже курсы), а те распространяют, то же и дочь. Зря это! Польза очень невелика от того, что десяток первокурсников прозреют, а он может на этом крупно и некрасиво попасться, испортить то немногое, чего мы добились в Пединституте.

— Дневниковая запись С. Н. Семанова за 24 февраля 1980 года

В 1990 году историк выступал за переиздание «Протоколов сионских мудрецов», тогда же подписал «Письмо семидесяти четырёх».

В позднейших публикациях А. Г. Кузьмин связывал с сионизмом своих оппонентов в науке, причисляя «антинорманизм» в советской историографии[уточнить] к последствиям решений «сионистского конгресса 1962[уточнить] года».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ