Иван Михайлович Кротов (1920—1998) — работник железнодорожного транспорта. Герой Социалистического Труда (1959). Почётный железнодорожник. Почётный гражданин города Серова (1980).
Биография
Иван Михайлович Кротов родился 20 августа 1920 года в деревне Большая Мостовая Верхотурского уезда Екатеринбургской губернии РСФСР (ныне деревня городского округа Верхотурский Свердловской области Российской Федерации) в крестьянской семье. Русский. Окончил семь классов Верхотурской неполной средней школы в 1937 году. Трудовую деятельность начал списчиком вагонов на железнодорожной станции Верхотурье Свердловской железной дороги. С первых дней работы Иван Михайлович включился в стахановское движение. За девять месяцев он освоил ещё две смежные профессии – технического конторщика и оператора. Молодого и перспективного работника вскоре направили в Нижний Тагил на четырёхмесячные курсы дежурных по станции. По их окончании в 1938 году И. М. Кротов был назначен дежурным по станции Верхотурье.
Являясь секретарём комсомольской организации станции, Иван Михайлович выступил с инициативой создания единой комсомольско-молодёжной смены. Его инициатива была поддержана руководством, и уже вскоре смена молодых работников станции стала одной из передовых на дороге. Она неоднократно награждалась грамотами и ценными подарками Надеждинского отделения дороги, Свердловской железной дороги и Министерства путей сообщения СССР.
В 1942 году И. М. Кротов был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и направлен в Свердловское военное пехотное училище. Но военным Иван Михайлович всё же не стал. Оборонная промышленность СССР испытывала острую нехватку высококвалифицированных специалистов железнодорожного транспорта, и многие призванные в армию железнодорожники по постановлению Государственного комитета обороны СССР были отозваны с фронтов и военных училищ. После пяти месяцев учёбы в Свердловске И. М. Кротов был направлен в город Серов и назначен на должность поездного диспетчера Надеждинского отделения железной дороги. Проработав в этой должности без малого полгода, Иван Михайлович был направлен на курсы техников при Хабаровском институте железнодорожного транспорта, которые он с отличием окончил в конце 1943 года. В начале 1944 года техник первого класса И. М. Кротов вернулся на должность поездного диспетчера Надеждинского отделения железной дороги, в которой проработал четыре года. За добросовестный труд Иван Михайлович неоднократно поощрялся грамотами, ценными подарками и денежными премиями. В 1948 году как одного из наиболее опытных и грамотных специалистов И. М. Кротова назначили на должность дежурного по Надеждинскому (в последующем — Серовскому) отделению железной дороги.
Должность дежурного по отделению дороги была одной из ключевых должностей в области грузоперевозок. Она требовала хороших организаторских способностей, большого опыта и знания всех тонкостей работы железнодорожного транспорта. От качества работы дежурного по отделению зависела деятельность большинства промышленных предприятий Северного Урала. Промышленное развитие северных территорий Свердловской области в послевоенное время шло особенно быстрыми темпами: был введён в строй Богословский алюминиевый завод, стремительными темпами росла добыча угля на Карпинском и Волчанском угольных разрезах, увеличивалась добыча бокситов на Североуральском месторождении, резко возросли объёмы производства на предприятиях лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отраслей, начиналось строительство новых промышленных объектов, крупнейшими из которых были Серовский завод ферросплавов и Серовская ГРЭС. В условиях постоянно растущего объёма производства предприятия всё чаще начали сталкиваться с несвоевременной подачей порожних вагонов к фронтам погрузки. Чтобы не стать тормозом в развитии региона, железнодорожники должны были искать пути не только экстенсивного, но и интенсивного развития отрасли. Задача по поиску собственных внутренних резервов в Надеждинском отделении Свердловской железной дороги во многом была решена за счёт технологических новшеств, предложенных и внедрённых И. М. Кротовым.