Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Критский, Владимир Фёдорович

Критский, Владимир Фёдорович

Инженеры

01 июля 1898 - 16 марта 1966

советский военно-морской деятель, подводник, инженерный работник, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР, инженер-контр-адмирал


Владимир Фёдорович Критский — советский военно-морской деятель, подводник, инженерный работник, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР, инженер-контр-адмирал (1958).

Биография

Родился в селе Никольская Кашма (Большое Шереметьево) Моршанского уезда на берегу небольшой реки Кашмы. Сын священника местной Спасской церкви Фёдора Петровича Критского. Род Критских известен в селе еще с XVIII века, и все в этом роду были служителями церкви. Окончив школу в родном селе, Владимир поступил в Тамбовское реальное училище, которое окончил в 1916 году.

Окончил Морское инженерное училище в (1918) году и Военно-морскую академию. С 1918 служил на линейном корабле «Полтава», откуда добровольцем ушёл в РККА. Служил во 2-м авиационном дивизионе истребителей Южного Фронта в должности фотограмметриста.

На железнодорожных станциях, где менялись паровозы, разыгрывались настоящие бои за паровоз, часто кончавшиеся для многих неудачно. А этот высокий, ладный парень в бушлате и бескозырке, на которой золотилась надпись «Морское инженерное училище», не грозил наганом, не ругался с дежурными по станции, а требовал не один, а два локомотива. И к удивлению всех получал их. Часто личному составу дивизиона приходилось браться за оружие, отбиваясь от нападавших банд.

В 1920 во время короткого отпуска Владимир Фёдорович привёз в родное село Большое Шереметьево невесту Марию Николаевну, там и состоялась их свадьба. В 1920 командирован в соёдиненные классы для подготовки специалистов флота, затем в Военно-морскую академию. В августе 1920 как бывшего гардемарина возвратили во флот. Из его воспоминаний о трудностях того времени:

«После гражданской войны на Чёрном море осталась лишь подводная лодка „Нерпа“. На одном из заводов лежали в совершеннейшем беспорядке детали механизмов, систем и устройств подводных лодок серии „АГ“, купленных в США еще царским правительством. Часть наиболее ценных механизмов была утрачена или уничтожена. Пострадал сам завод».

В таких условиях началось восстановление подводного флота. В результате напряженного труда специалистов, рабочих и краснофлотцев подводные лодки «АГ» были введены в строй. С 1924 служил на подводной лодке Черноморского флота. В его служебной характеристике 1925 года отмечалось: «Весьма настойчив, инициативен, пользуется большим авторитетом у подчиненных. В походах вынослив, дисциплинирован, добросовестен в исполнении обязанностей по службе». С июля 1926 был аттестован как инженер-механик и служил в Николаеве старшим приёмщиком по механической части конструкций подводных лодок серий «Д», «А», «Щ» на заводах имени 61 коммунара и имени Марти, но особенный интерес он проявил к конструированию подводных лодок «С», стал главным строителем подводных лодок этой серии, работал в ЦКБ-18, где проектировались лодки типа «С» (в том числе и С-13 А. И. Маринеско), руководил электромеханической частью проекта. В 1933 командирован в составе группы в Германию для приёмки чертежей подводных лодок, разработанной фирмой «Дешимаг». В 1935—1936 главный строитель подводных лодок типа «С». В 1936 году сдаёт лодку «С-1» с лучшими показателями, прямо на борту подводной лодки его поздравил нарком обороны К. Е. Ворошилов. Постоянно учился сам и учил других, не допуская даже малейших недоделок, он повторял: «Корабль должен плавать, воевать, а не ремонтироваться».

Когда в 1941 главная база Балтийского флота была перемещена из Таллинна в Кронштадт, подводные лодки вместе с надводными кораблями защищали Ленинград с моря. К чести командующего Балтийским флотом адмирала В. Ф. Трибуца и В. Ф. Критского, враг не смог с Балтийского моря бомбить Ленинград. Находился постоянно в блокадном Ленинграде и Кронштадте, контролируя действия подводных лодок. В 1943 ему была присуждена Государственная премия, документ лауреата бережно хранит его дочь. После окончания Великой Отечественной войны направили в служебную командировку за границу. Находясь в США, он писал жене: «Я больше за границу ездить не хочу. Нового ничего нет. Новое только у нас. А там …царство доллара».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ