Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Апоян, Шушаник Арутюновна

Апоян, Шушаник Арутюновна

Педагоги

17 октября 1923 - 09 октября 2015

армянский музыковед и музыкальный педагог


Шушаник Арутюновна Апоян (арм.  ; 17 октября 1923, Ереван — 9 октября 2015, там же) — армянский музыковед и музыкальный педагог. Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса (1987). Член Союза композиторов СССР с 1960 года.

Шушаник Арутюновна Апоян — основатель исследований истории и теории армянского фортепианного искусства. Она известна своими исследованиями в области фортепианной педагогики и методики обучения игре на фортепиано, музыкального образования и воспитания, фортепианного искусства армянских композиторов, исполнительского искусства. Является автором более ста научных и методических трудов, в том числе шестнадцати монографий. В 1980 году основала кафедру истории и теории исполнительского искусства Ереванской государственной консерватории.

Биография

Шушаник Арутюновна Апоян родилась 17 октября 1923 года в Ереване.

Окончила Ереванскую музыкальную школу имени А. Спендиарова. В 1947 году окончила Ереванскую государственную консерваторию по классу фортепиано Роберта Xристофоровича Андриасяна, в 1948 году — историко-теоретический факультет по классу Георгия Григорьевича Тигранова. Прошла аспирантское обучение в Институте искусств Академии наук Армянской ССР (1949—1952) и в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1953—1955) под руководством профессора Льва Ароновича Баренбойма.

В 1947—1953 и 1955—1980 годах Шушаник Апоян преподавала фортепиано в Ереванской музыкальной профессиональной школе имени П. И. Чайковского. В 1953—1955 годах преподавала фортепиано в Ленинградской музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова, а в 1955—1962 годах преподавала методику обучения игре на фортепиано в Ереванском музыкальном училище имени Р. О. Меликяна.

С 1960 года член Союза композиторов СССР. В 1961 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Армянская фортепианная музыка».

Шушаник Апоян с 1957 года в Ереванской государственной консерватории вела курс истории и теории пианизма, с 1962 года также курс методики обучения игре на фортепиано, с 1970 года доцент, с 1987 года — профессор. В течение многих лет Апоян руководила отделом педагогической практики консерватории. В 1980—1990 годах являлась заведующей кафедрой истории и теории исполнительского искусства Ереванской государственной консерватории, которую организовала на базе существующей до этого секции при кафедре специального фортепиано. В 2006—2015 годах являлась профессором-консультантом Ереванской государственной консерватории.

Шушаник Арутюновна Апоян — автор нескольких монографий и многочисленных научных статей. Она участвовала и имела выступления на разных конференциях в Ленинграде, в Москве, в Тбилиси и в Ереване. Составила сборник педагогических фортепианных пьес армянских композиторов (совместно с Ш. О. Бабаян, Ереван, 1983) и сборник детских пьес армянских композиторов (совместно с Е. А. Абаджян, Москва, 1972).

Шушаник Арутюновна Апоян скончалась 9 октября 2015 года в Ереване, на 92-ом году жизни.

Основные труды

Шушаник Арутюновна Апоян является первым исследователем истории и теории армянского фортепианного искусства. По словам доктора искусствоведения, профессора Светланы Саркисян: «Авторитетный музыковед, глубокий знаток истории и теории фортепианного искусства, Шушаник Арутюновна Апоян стояла у истоков формирования этой области в армянском музыкознании. Именно благодаря её многолетним исследованиям фортепианная культура Армении стала восприниматься как целостное и значимое явление».

Свою музыковедческую деятельность Апоян начала с 1948 года, изучая пути становления и развития армянской фортепианной музыки. Особо примечательным является исследование вопроса о первом появлении фортепиано в Армении, сделанное в этот период. Апоян ездила по городам и деревням Армении, собирая сведения о предыстории армянского фортепианного искусства. Благодаря её исследованию стало ясно, что уже в конце XIX века пианино появилось в Мегри, Капане, Шуши, Агулисе.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ