Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кракауэр, Зигфрид

Кракауэр, Зигфрид

Исследователь

08 февраля 1889 - 26 ноября 1966

немецкий социолог массовой культуры, кинокритик, писатель, публицист, один из самых влиятельных теоретиков кинематографа


Зигфрид Кракауэр (нем. Siegfried Kracauer, 8 февраля 1889, Франкфурт-на-Майне, Германия — 26 ноября 1966, Нью-Йорк) — немецкий социолог массовой культуры, кинокритик, писатель, публицист, один из самых влиятельных теоретиков кинематографа. Сформировал учение о спиралевидной взаимозависимости коммерческого кино и массовой психологии: кино верно отражает психологию масс со всеми её «тёмными» сторонами и, в свою очередь, воздействует на формирование оной.

Немецкий период биографии

Из еврейской семьи. В 1907—1913 годах изучал архитектуру в Дармштадте, Берлине и Мюнхене, слушал курсы философии и социологии. В 1914 году получил диплом инженера, до 1920 года работал архитектором в Оснабрюке, Берлине и Мюнхене. В 1922—1933 годах вёл отдел литературной и кинокритики в газете «Франкфуртер Цайтунг» во Франкфурте, а с 1930 года — в Берлине, сблизился там с Вальтером Беньямином и Эрнстом Блохом. Испытал воздействие «теологии революции» Эрнста Блоха, философии романа Дьёрдя Лукача. В эссе «Детективный роман» (1925), серии журнальных заметок «Орнамент массы» (1927), книге «Служащие» (1930), повлиявших на Теодора Адорно и его позднейшие исследования авторитарной личности, отмечал формирование в Германии 1920-х годах «среднего человека» и его повседневного обихода, феномена скуки мегаполисов и индустрии популярных развлечений (спорт, туризм, кино, фотография, цирк, танцы, реклама), исследовал этот процесс с марксистских позиций, привлекая элементы феноменологической философии и психологии, идеи Макса Вебера и Георга Зиммеля. В многочисленных рецензиях откликался на все сколько-нибудь значительные явления в общественной мысли и культурной жизни Германии 1920-х — начала 1930-х годах.

Годы в Париже и США

В 1933 году эмигрировал в Париж, где работал над книгой об Оффенбахе и буржуазном Париже его эпохи (опубл. 1937). В 1939 году был интернирован французскими властями как подданный страны-противника, в 1940 году через Марсель и Лиссабон перебрался в США. В 1941—1943 годах служил в Музее современного искусства в Нью-Йорке, изучал актуальную немецкую кинопропаганду; на средства, полученные от Фонда Рокфеллера и на стипендию Гуггенхайма занимался историей немецкого кино. Итогом этих занятий стала наиболее известная книга Кракауэра «От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино» (1947, на англ. языке), где становление фашистской идеологии прослеживается на поэтике фильмов немецкого экспрессионизма, трактовке в них темы «человек и власть».

В 1960 году опубликовал другую монографию, получившую известность среди теоретиков и историков зрелищных искусств, — «Природа фильма». В последние годы жизни был руководителем отдела прикладных социальных исследований в Колумбийском университете, занимался изучением воздействия массовых коммуникаций на общественное сознание в странах социализма. Последняя книга Кракауэра — опубликованный посмертно труд «История, последние вещи перед концом» (History, the Last Things Before the Last).

О Кракауэре снят документальный фильм «Mit dem Blick fr das Sichtbare» (рус. «Глядя на очевидное»,1986, режиссёры Райнер Отт, Ральф Эгерт).

Литература

Сочинения

  • Soziologie als Wissenschaft. Eine erkenntnistheoretische Untersuchung. Dresden 1922.
  • Die Wartenden. Erste Gabe des Frankfurter Bundes ttiger Altstadtfreunde. Frankfurt/Main, 1922.
  • Ginster. Von ihm selbst geschrieben. Berlin, 1928 (автобиографический роман, опубликован без имени автора).
  • Die Angestellten. Aus dem neuesten Deutschland. Frankfurt/Main, 1930.
  • Jacques Offenbach und das Paris seiner Zeit. Amsterdam, 1937.
  • Propaganda and the Nazi War Film. New York, 1942.
  • The Conquest of Europe on the Screen. The Nazi Newsreel 1939—1940. Washington, 1943.
  • From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. Princeton, 1947.
  • Udlaendinge i amerikanske film. Copenhagen, 1951.
  • Satellite Mentality. Political Attitudes and Propaganda Susceptibilities of Non-Communists in Hungary, Poland and Czechoslovakia. A Report of the Bureau of Applied Social Research, Columbia University. New York, 1956.
  • Theory of Film. The Redemption of Physical Reality. New York, 1960.
  • Ornament der Masse: Essays. Frankfurt/Main, 1963.
  • Straen in Berlin und anderswo. Frankfurt/Main, 1964.
  • History. The Last Things Before the Last. New York, 1969.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ