Павел Михайлович Кондратьев (14 (27) ноября 1902, Саратов — 26 апреля 1985, Ленинград) — русский художник, живописец, график.
Биография
Родился 14 (27) ноября 1902 г. в Саратове. Отец - Михаил Кондратьев, уроженец Череповца, работал машинистом на волжских пароходах; ко времени рождения сына работал в цеху по ремонту судов и пароходов, принадлежащем Рязанско-Уральской железной дороге. Родители художника принадлежали в старообрядческой семье.
С 1912 г., после смерти отца, детство и юность провёл в Рыбинске.
В 1919—1920 г. г. учился в студии ИЗО Рыбинского городского Пролеткульта М. М. Щеглова и П. Т. Горбунова. Одновременно, работал счетоводом.
С 1920 г. по 1921 г. работал хранителем в Рыбинском историко-художественном музее. Осуществляет сбор коллекционных предметов в бывших помещичьих усадьбах, находящихся вблизи Рыбинска.
В 1921 г. переехал в Петроград. С осени 1921 г. по 1925 г. учился, сначала вГосударственных художественно-промышленных мастерских, затем, после их переформирования, в Академии Художеств (ВХУТЕИН) у профессоров А. Е. Карева, А. И. Савинова, М. В. Матюшина. Среди его знакомых в Академии сокурсников были знакомый ему по Рыбинску Вячеслав Пакулин, Евгений Чарушин и Юрий Васнецов, закончивший Академию одновременно с Кондратьевым в 1926 году.
В 1925—1929 гг. входил в члены объединения «Мастера аналитического искусства», работал под руководством П. Н. Филонова.
В 1927 г. вместе с коллективом МАИ участвовал в оформлении Дома печати в Ленинграде (бывший особняк графа Шувалова). Вместе с живописцем Яном Карловичем Лукстынь (1887—1930-е) написал живописное панно «Море и моряки». Работы этого времени: «Экспедиция Нобеля», «Стена», «Город», «В гавани» (1926—1927), «Композиция без названия» (1927), «Динамит» (1928, ГРМ), «Горное озеро» (1929), « Красный обоз» (1930), «Междуречье между Волгой и Камой» (1930) и др.
К 1932 г. Кондратьев отошёл от П. Н. Филонова, но своих отношений с ним никогда окончательно не порывал.
С конца 1920-х г. был знаком с художницей А. И. Порет, был знаком также с Д. И. Хармсом, в январе 1933 г стал адресатом одной из его эпиграмм.
В 1932 г. познакомился с учениками К. С. Малевича, его ассистентами по ГИНХУКу, — К. И. Рождественским и Л. А. Юдиным, хотя сам никогда не входил в круг Малевича. Занимался живописью (изучая принцип Сезанна и кубизм согласно обучению, существововашему в ГИНХУКе) под руководством К. Рождественского, но лишь однажды видел К. С. Малевича, отметившего в молодом художнике несомненный дар живописца.
С начала 1930-х работает в книжной иллюстрации. Первая проиллюстрированная книга : О. Ф. Берггольц. Стася во дворце. М. Л. : ГИЗ, 1930. С 1931 г. сотрудничает с детским журналом «Ёж», с 1932 г. с «Чиж».
В 1936 г. вместе с художниками К. И. Рождественским и М. Б. Казанской путешествует на Северный Кавказ, в Нальчик, и делает там серию живописных работ.
Участвовал в Великой Отечественной войне, с 1941 по 1945 г. Служил начальником маскировочной службы 8 авиабазы в составе ВВС Балтийского флота. В блокадном Ленинграде сделал серию работ (рисунки, акварели) о жизни в осаждённом городе.
В 1947-51 гг. создаёт живописную серию «Дороги войны».
С 1946 г., после войны, и до 1959 года, постоянно работает с Учебно-педагогическим издательством («Учпедгиз»). В 1953 г. ездил в трёхмесячную командировку от «Учпедгиза» на Крайний Север. Проиллюстрировал чукотский букварь. По впечатлениям от этой поездки, оставшимся на долгое время, создал циклы работ «Чукотка» (1956—1959).
В 1963 - 1965 г. г. принадлежал к "Старопетергофской школе", созданной В. В. Стерлиговым. После 1965 г. работал согласно основным принципам этой школы.
В 1981 г. в Ленинградском Доме писателя им. В. В. Маяковского прошла первая (и единственная прижизненная) персональная выставка работ П. М. Кондратьева, организованная художником С. Н. Спицыным и писателем С. Б. Ласкиным.