Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Комаровский, Александр Николаевич

Комаровский, Александр Николаевич

Генералы

20 мая 1906 - 19 ноября 1973

советский хозяйственный, государственный и военный деятель, генерал армии, Герой Социалистического Труда


Александр Николаевич Комаровский (20 (7) мая 1906, Санкт-Петербург — 19 ноября 1973, Москва) — советский хозяйственный, государственный и военный деятель, генерал армии, Герой Социалистического Труда (1949).

Молодые годы

Родился в семье инженера-гидротехника. Русский. Отец, Николай Александрович, окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, много лет строил шлюзы и плотины на Мариинской водной системе. Остался на службе в ведомстве путей сообщения после Октябрьской революции, во время гражданской войны был переведён в Московско-Окский округ путей сообщения, в связи с чем семья переехала в Москву.

В Москве Александр Комаровский окончил Московскую опытно-показательную школу имени Ф. Нансена в 1923 году, водный факультет Московского института инженеров транспорта в 1928 году. С 1928 года работал в Московском проектном бюро Свирьстроя, автор проектов нескольких плотин и гидротехнических сооружений. Тогда же занимался изучением влияния льда на гидротехнические сооружения, в начале 30-х годов издал ряд трудов на эту тему: «Структура и физические свойства ледяного покрова пресных вод», «Действия ледяного покрова на сооружения и борьба с ним», «Зимняя работа затворов гидротехнических сооружений».

На строительстве Канала им. Москвы и других объектах

В 1931 году был направлен на строительство Канала имени Москвы. Сначала был начальником гидротехнического сектора управления строительства Канала. С апреля 1934 года — заместитель начальника работ Южного (Московского) района строительства канала. С мая 1936 года — начальник работ центрального района канала. Там проявил себя талантливым инженером, выдающимся организатором работ и принципиальным руководителем. За работу на строительства канала награждён своей первой наградой — орденом Ленина.

После окончания строительства Канала имени Москвы в 1937 году А. Комаровский назначен заместителем начальника строительства Куйбышевского гидроузла. Изучив объект, пришёл к выводу об ошибочности выбора места строительства из-за неблагоприятных геологических условий. К тому времени строительство уже велось полным ходом, для чего был построен куст лагерей ГУЛАГа на 30 000 заключенных. По этому поводу Комаровский вступил в жёсткий конфликт с начальником строительства С. Я. Жуком. В конечном итоге строительство было остановлено, а в послевоенное время начато в ином месте.

В 1938 году Комаровский назначен начальником сектора капитального строительства Народного комиссариата водного транспорта СССР. В том же году он был зачислен в кадры Красной Армии и ему было присвоено воинское звание военинженер 1 ранга (соответствовало званию полковник). Член ВКП(б) с 1939 года.

В 1939 году Комаровский переведён в Народный комиссариат морского флота СССР, назначен начальником Главспецгидростроя, затем — заместителем народного комиссара морского флота СССР по строительству. Отвечал за строительство военно-морских баз и гидротехнических сооружений. Бригинженер (1939).

Великая Отечественная война

В первые дни войны Комаровский назначен начальником управления по строительству оборонительных сооружений Главного управления оборонительных работ НКВД СССР. 5 августа 1941 года бригадный инженер А. Н. Комаровский назначен начальником 5-го управления оборонительных работ, выполнявшего задачи по строительству оборонительных рубежей для Южного и Юго-Западного фронтов. Основные силы управления были направлены на строительство оборонительных рубежей под Харьковом. В октябре 1941 года на базе управления была сформирована 5-я сапёрная армия во главе с Комаровским, которая направлена на строительство Сталинградского оборонительного обвода.

По распространнённой в советской историографии версии, в январе 1942 года Постановлением Государственного Комитета Обороны на базе армии было сформировано управление строительства Бакалстроя — создание завода высококачественных сталей в районе Челябинска. Бакалстрой стал началом Челябинского металлургического завода.

5 сапёрная армия продолжала выполнение работ на порученных ей рубежах. С Комаровским в Челябинск на першинскую площадку прибыла группа сотрудников НКВД, 10-15 человек, занимавших в 5 сапёрной армии различные должности, и составшие костяк оперативно-чекистского отдела управления ИТЛ и строительства Бакальского металлургического комбината/Челябметаллургстроя НКВД СССР.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ