Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Кольцова-Бычкова, Александра Григорьевна: биография

В начале 1970-х годов дом был передан иностранному представительству. К. — Б. переехала со всем художественным наследием своего покойного мужа скульптора С. В. Кольцова и своими многочисленными работами в квартиру на Ленинском проспекте.

Но работа продолжалась, несмотря на ухудшающееся зрение. Пока глаза её видели, в мастерской всегда стоял мольберт с картиной, которую она продолжала совершенствовать. Летом, на даче, она всегда была с карандашом и блокнотом, в котором появлялись всё новые наброски, этюды уголков природы, строений, людей.

В быту К. — Б. отличала скромность, непритязательность. Эта маленькая, изящная женщина была всегда со вкусом одета, хотя её туалеты не блистали богатством и многообразием. Она была воспитанна, доброжелательна к людям и умела сохранить чувство собственного достоинства при любых обстоятельствах. Характер К. — Б. — это твёрдость, целеустремлённость, настойчивость в стремлении к поставленной цели. Это помогло ей выстоять во многие трудные периоды жизни, которые выпали на её долю: Первая мировая война; Октябрьская революция с последующей разрухой, голодом и холодом Гражданской войны; Великая Отечественная война, которую Кольцовы пережили в Москве, скитались с одной квартиры на другую, поскольку их дом был законсервирован, снова голодали и холодали.

Ранняя смерть мужа была глубоким потрясением для К. — Б. Она долго болела, но затем постепенно снова твёрдо встала на ноги и продолжала работать на своём поприще, стойко переносила одиночество. К. — Б. приложила много усилий для того, чтобы сохранилась память об её муже. Благодаря её исключительной целеустремлённости и настойчивости в 1962 году вышла монография А. В. Парамонова «С. В. Кольцов», а в 1974 году состоялась персональная выставка работ скульптора в выставочных залах Союза художников РСФСР. Наиболее радостным временем для Кольцовых была жизнь на даче в посёлке «НИЛ» («Наука, искусство, литература») вблизи станции Ново-Иерусалимская Рижской ж.д. (1943—1951). Это был один из райских уголков Подмосковья. Двухэтажная полуразрушенная войной дача стояла на огромном участке среди леса. В доме сохранилась только одна большая комната с печкой, в которой всё лето жили К. — Б. с мужем и матерью, а временами сёстры, племянницы, золовка. Был фруктовый сад, огород, с которого в тяжелые времена кормилась вся семья. Тишина, безлюдье, с пригорка видны просторы лугов, полей, уходящий вдаль край леса, село Лучинское. Под пригорком протекает очень холодная и чистая речка Малая Истра.

Именно на этой даче, среди благоухания леса, изобилия садовых, лесных и полевых цветов наиболее запомнилась нам Александра Григорьевна стоящей целый день за мольбертом на свежем воздухе или на террасе, ибо надо было успеть запечатлеть необходимое освещение и свежесть цветов натюрморта. «Шура, обедать», — звала мать. Безрезультатно. Пока не начнёт темнеть — работа и только работа.

В последние годы жизни К. — Б. почти ослепла, однако даже это не убавило её мужества и стойкости. До последних дней она оставалась на ногах, всем своим видом и поведением продолжала вызывать уважение окружающих людей.

Мои воспоминания из поздней жизни Александры Григорьевны. Мне необходимы были материалы для статьи о скульпторе С. В. Кольцове (муже А. Г.) в очередной том Биобиблиографического словаря художников народов СССР, и я, с любезного приглашения К. — Б., посетила её. Меня встретила небольшого роста, стройная, красивая пожилая женщина. В её облике было что-то значительное и благородное. Это была хозяйка дома и владелица личного музея двух художников — С. В. Кольцова и А. Г. Кольцовой — Бычковой, — сама Александра Григорьевна. Работ было много, они исполнялись в разные периоды нашей истории, и это давало возможность проследить два из множества путей, слагающих русское и советское искусство. Л. Л. Макоед

Скончалась 8 апреля 1985 года, без малого 93-х лет от роду. Её прах захоронен на Ново-Девичьем кладбище, рядом с прахом её мужа, скульптора С. В. Кольцова (постамент № 64).

Некоторое время К. — Б. находилась как бы в тени творчества своего мужа, однако в последние годы внимание к её творчеству значительно возрастает, о чем свидетельствует активное приобретение её работ многими крупными музеями Российской Федерации и частными коллекционерами России, Германии, Франции, а также успешные продажи её работ на престижных Московских арт-аукционах.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ