Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кокошкин, Фёдор Фёдорович (старший)

Кокошкин, Фёдор Фёдорович (старший)

Театр

01 мая 1773 - 21 сентября 1838

русский театральный деятель, драматург, переводчик пьес; первый директор московской труппы императорских театров


Фёдор Фёдорович Кокошкин (1773—1838) — русский театральный деятель, драматург, переводчик пьес; первый директор московской труппы императорских театров (1823—1831).

Биография

Происходил из русского дворянского рода Кокошкиных.

Первоначальное образование получил дома, затем окончил Московский университет. Некоторое время служил в гвардии и в 1796 году вышел в отставку. В 1807 году был определён в департамент министерства юстиции и в 1813 году назначен губернским прокурором в Москву. В 1815 году перешёл в Комиссию составления законов. С 1817 года — помощник управляющего по учебной части в московских императорских театрах. В следующем году был назначен членом репертуарной части Дирекции императорских театров в Петербурге. В 1819 году пожалован в камергеры, а в 1821 году переведён в советники комиссии для строений в Москве.

В 1823 году Ф. Ф. Кокошкин был назначен директором Императорского Московского театра (как стала называться Контора Московского театра) и оставался в этой должности до 1831 года, когда вышел в отставку по болезни.

Его деятельность на этом посту стала исторической; при нём сформировался комплекс зданий, в которых расположилсь императорские Малый театр и Большой театр. Кокошкин приглашал на императорскую сцену в Москву лучших артистов, тщательно следил за репертуаром, за постановкой пьес.

Особое внимание Кокошкин уделял театральному училищу и сам стал заниматься обучением его воспитанников сценическому искусству. Ему обязаны раскрытием своих талантов и становлением актёрской карьеры: П. И. Орлова, А. И. Афанасьев, М. С. Щепкин, М. Д. Львова-Синецкая (ученица Кокошкина), С. В. Шумский (именно Кокошкин после того, как начинающий 10-летний актёр успешно сыграл роль Шумского в водевиле Хмельницкого «Первый дебют актрисы Троепольской» распорядился оставить за ним этот сценический псевдоним); он очень внимательно следил за учениками, поступившими в московское театральное училище: так, заметив дарование юного В. Живокини, он перевёл его из музыкально-танцевального класса в драматический; услышав пение Н. В. Лаврова в хоре московского Новоспасского монастыря, он немедленно пригласил его в московскую труппу, и тот дебютировал 6 января 1825 года на открытии Большого театра. Кокошкин намеревался основать народный театр с простонародным репертуаром, как средство для «просвещения черни», но проект не был осуществлён.

Особое значение в деятельности Федора Федоровича Кокошкина занимала вошедшая в моду в XIX веке салонная культура. Он активно участвовал в любительских спектаклях, писал пьесы, и сам открыл салон, в который входили М. Н. Загоскин, М. А. Дмитриев, А. И. Писарев, С. Т. Аксаков, переехавший в Москву во второй половине 1820-х годов А. А. Шаховской. Бывали здесь всегда и прославленные московские актёры во главе с М. С. Щепкиным. Кокошкин часто устраивал у себя домашние спектакли (в которых сам участвовал), и литературные вечера, посещавшиеся членами московского Общества любителей российской словесности, в основании которого он принял деятельное участие и председателем которого был в 1827—1829 годах. По свидетельству M. A. Дмитриева, он «не умел направлять мнения членов, думал более о наружном блеске собраний и сделал из них один спектакль для публики».

Кокошкин хотя и пользовался между москвичами репутацией хорошего чтеца и декламатора, но на сцене, как и в домашнем быту, отличался какой-то напускной важностью и торжественностью. Декламация его, по свидетельству П. В. Каратыгина, «была неестественна и исполнена натянутой, надутой дикции». С. Т. Аксаков, особенно уважавший Кокошкина, рассказывает, что кн. А. А. Шаховской называл его накрахмаленным галстуком, не умевшим разинуть рта по-человечески.

Вот как описывает оригинальную внешность Кокошкина родственник его, гр. В. А. Сологуб:

Он был малого роста, в рыжем парике, с большой головой и нарумяненными щеками. Носил он длинные чулки в башмаках с пряжками и атласную culotte courte черного, а иногда розового цвета. Он казался олицетворением важности, пафоса и самодовольствия

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ