Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кокорев, Василий Александрович

Кокорев, Василий Александрович

Бизнесмены

русский предприниматель и меценат, почётный член Академии художеств


Василий Александрович Кокорев (23 апреля [5 мая] 1817, Солигалич — 22 апреля [4 мая] 1889, Санкт-Петербург) — русский предприниматель и меценат, почётный член Академии художеств (1889).

Биография

Из старообрядческой семьи. По одним сведениям, он был из мещан, по другим — сыном купца средней руки, торговавшего солью — семья владела небольшим солеваренным заводом в городе Солигаличе на севере Костромской губернии. После смерти родителей, Василий стал совладельцем семейного бизнеса; в 1836—1841 годах был управляющим солеваренным заводом в Солигаличе, однако в связи с отменой ввозной пошлины на соль, солеваренный завод стал убыточным и юноша, по его собственным словам, «был вытеснен за рамки уездной жизни в Петербург для приискания откупных занятий».

Василий Александрович Кокорев поступил на службу управляющим винокуренного завода в Оренбургской губернии, а с осени 1842 года стал приказчиком казанского винного откупщика И. В. Лихачева. В 1844 году Кокорев подал записку в правительство о преобразовании винных откупов. В записке В. А. Кокорев рассуждал о необходимости придать торговле вином более цивилизованный характер; для доказательства его системы «питейного дохода» он получил «неисправный» откуп в Орловской губернии, за которым числился долг в 300 тысяч рублей серебром. Его ближайшим помощником стал Иван Фёдорович Мамонтов. Орловский откуп в короткое время стал приносить доход. Системой Кокорева заинтересовалось Министерство финансов и Кокореву предоставили в управление ещё 23 откупа. Вскоре система откупов Российской империи была переведена на комиссионерскую основу — в 1847 году было принято «Положение об откупно-акцизном комиссионерстве», действовавшее до 1863 года.

В 1850 году В. А. Кокорев поселился в Москве; приобрёл дворянскую усадьбу бригадирши Д. Н. Лопухиной с домом в Большом Трёхсвятительском переулке. В 1851 году получил звание коммерции советника. В короткие сроки он приобрёл, огромное по тем временам, состояние: к началу 1860-х годов, по некоторым оценкам, оно доходило до 7—8 миллионов рублей.

Не будь у Кокорева смекалки, деловой хватки и энергии, никакие связи не помогли бы ему к началу 60-х годов сколотить состояние в 8 миллионов рублей (да и то кое-кто поговаривал, будто Кокорев нарочно уменьшил общую сумму своего богатства). А в среде русских купцов он получил титул «Откупщицкого царя».

В Персии с 1850 года действовал созданный Кокоревым Московский торговый дом, получивший право приобретать казённое железо и медь с уральских заводов по себестоимости. В 1857 году Кокорев участвовал в создании «Закаспийского торгового товарищества» — совместно с бароном Н. Е. Торнау, Н. А. Новосельским, купцами И. Ф. Мамонтовым и П. А. Медынцевым; позднее к ним присоединился и предприниматель П. И. Губонин. В 1858 году «Закаспийское торговое товарищество» начало по проекту Либиха строительство завода по производству фотогена (керосина), которое было закончено к концу 1860 года. Завод несколько лет был убыточным и для исправления ситуации сначала был приглашён В. Е. Эйхлер, а затем, в 1863 году, Дмитрий Менделеев; химикам удалось получить столь впечатляющие результаты, что «Сураханский завод стал давать доход, несмотря на то, что цены керосина стали падать». Была введена круглосуточная перегонка нефти, предложено освоить производство эмалированных бочек, организовать нефтеналивную морскую перевозку и проложить нефтепровод от завода к берегу моря. На все ключевые посты Кокорев он назначил (а до этого обучил нефтяному делу) рабочих-мастеров только из России.

Необходимость транспортировки нефти заставила его заняться железнодорожным строительством и речным транспортом.

Кокорев принимал участие в создании Волго-Донской железной дороги (1858); Товарищества Московско-Курской железной дороги (1871); Общества Уральской железной дороги (1874).

Он содействовал учреждению Русского общества пароходства и торговли (1856) и Волжско-Каспийского пароходства «Кавказ и Меркурий» (1859). По заказу Кокорева в 1859 году началось сооружение нефтеналивных барж длиной 55 метров.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ