Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Антипов, Александр Петрович

Антипов, Александр Петрович

Юристы

юрист, публицист, участник евразийского движения


Антипов Александр Петрович (1895, Санкт-Петербург — 17 ноября 1945, Москва) — юрист, публицист, участник евразийского движения.

Биография

Окончил гимназию в Петербурге в 1914 году, в 1914—1916 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета. Окончил ускоренные офицерские курсы при Пажеском корпусе в 1916 г., прапорщик.

Участник Первой Мировой Войны; воевал на Западном фронте. В феврале 1918 г. взят в плен немецкими войсками и помещен в лагерь для русских офицеров в Восточной Пруссии. В октябре 1918 г. освобождён; прибыл в Новочеркасск, где вступил в Добровольческую армию. Принимал участие в боях с красными в районе Минеральных Вод.

Осенью 1920-го года эвакуировался из Крыма с остатками Русской армии Врангеля в Галлиполи (Турция). В 1921-1923 гг. жил в Софии (Болгария). В августе 1923 года нелегально приехал в Чехословакию, получил разрешение поселиться в Праге, но чехословацкого гражданства не принял. Являлся членом «Галлиполийского землячества» (1923-29гг.), которое в 1924 году вошло в состав Русского общевоинского союза (РОВС). В 1927 г. завершил своё юридическое образование. Работал служащим на заводе «Шкода» (Прага).

В евразийское движение вступил в 1927 г., в 1929-м избран членом Комитета пражского филиала и назначен его секретарём, в начале 1930-х гг. был исполняющим обязанности председателя. Позднее Антипов рассказывал о причинах «затухания» движения:

Евразийское движение имело мало сторонников, ввиду того, что эмиграция в своём преобладающем большинстве была ярко контрреволюционная и не была способна к восприятию положительного отношения к Советскому Союзу. Многие евразийцы перешли на советскую платформу полностью, для них евразийство служило как бы исходной стадией от белой идеологии к советской. Многие старые члены евразийского движения разъехались в другие государства, а поэтому евразийское движение стало затухать

— Центральный Архив ФСБ России. Документ Р-40030. Лист 10.

Печатался в евразийских изданиях: «Новая эпоха», «Евразийские тетради», выступал с докладами на публичных вечерах и собраниях евразийцев. В черновике письма к одному из лидеров Пражской евразийской группы посткламарского периода К. А. Чхеидзе, Н. А. Сетницкий, касаясь с различий во взглядах правых и левых евразийцев, отмечал:

Ни для кого, кто способен вдумываться в формулировки и высказывания, не может быть секретом, что позиция Ваших друзей сейчас ни практически, ни теоретически не отличается от позиции кламарцев («Левых» евразийцев П. П. Сувчинского, Д. П. Святополка-Мирского, С. Я. Эфрона). Вся разница в том, что они не говорят о Марксе и Федорове и не ведут и не пытаются вести никаких разговоров с советскими представителями. Что же касается высказываний, то доклад Савицкого и выступление Антипова месяца полтора тому назад в полной мере реабилитируют позицию Кламара.

— Письмо Н.А.Сетницкого к К.А.Чхеидзе. (Между 28 февраля и 2 марта 1934г.), Харбин

В отличие от «отцов-основателей» евразийского движения, молодое поколение в подавляющем большинстве прошло через горнило Гражданской войны в рядах белых армий. В их работах важное место занимает осмысление уроков той братоубийственной войны, в том числе и в работах Антипова, в прошлом — белого офицера. Например, в статье «Белые и красные» Антипов дал тенденциозную трактовку причин Гражданской войны, явившуюся, по его мнению, реакцией русского офицерства на разлагающую армию агитационную работу социалистических партий. В представлении А., белые армии состояли из чуждых политики «бойцов фронта», «испытывающих чувство боли за поруганное достоинство и национальную честь» большевиками-интернационалистами.

В своих статьях выступал как пламенный патриот, посвятивший свою жизнь борьбе за торжество русской идеи:

Те белые, голова которых способна свободно, критически мыслить, а сердце бьётся вместе с сердцем всей России, поняли, что идея отечества должна иметь содержание, что октябрьская революция не есть бессмысленный бунт, но есть мучительное искание того социального уклада, который способствовал бы всему психическому облику русского народа и его историческому прошлому, в котором этот облик выковался. В революции русский народ искал самого себя и сейчас он близок к тому, чтобы себя найти. Найти самого себя значит осознать своё призвание, а призвание русского народа состоит в борьбе за правду жизни, за жизнь в правде, где не должно быть угнетения и эксплуатации, а дружная работа на пользу общего дела. Это и есть социалистический идеал русского народа и содержание русской национальной идеи.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ