Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кесрави, Ахмед

Кесрави, Ахмед

Историки

29 сентября 1890 - 11 марта 1946

иранский историк, лингвист, юрист, интеллектуал, социальный и религиозный реформатор


Сейид Ахмед Кесрави Тебризи (азерб. hmd Ksrvi, , перс. ; 29 сентября 1890 — 11 марта 1946) — иранский историк, лингвист, юрист, интеллектуал, социальный и религиозный реформатор. Является автором трудов по истории Ирана и Закавказья.

Биография

Ахмед Кесрави родился 29 сентября 1890 года в окрестностях Тебриза, в бедном сельском квартале Хокмавар, в семье небогатого торговца и ковродела Хаджи-Мир-Касема. По этнической принадлежности — азербайджанец. В возрасте 11 лет он потерял отца и, будучи ответственным за будущее своей семьи, в 13 лет возглавил ковроткацкое дело отца. Параллельно (согласно последней воле отца) обучался в Тебризском шиитском медресе. Уже в юности разочаровался в шиизме. В 1906 г. примкнул к иранскому конституционному движению.

В 1920 году Кесрави отправился в Тегеран, где поступил на службу в Министерство юстиции. Зимой 1921 года он прибыл в Тебриз, куда его назначили членом апелляционного суда Иранского Азербайджана. Через три недели в стране произошёл государственный переворот, в результате которого к власти пришёл проанглийский политик Сеид Зия эд-Дин. Последний распорядился распустить в провинциях судебные органы и таким образом Кесрави остался без работы.

Сочинения Кесрави по религиозной тематике вызвало гнев религиозных фанатиков. 28 апреля 1945 года на него было совершено первое покушение. В марте 1946 года он предстал перед тегеранским судом по обвинению в «богохульстве», оскорблении ислама и духовенства, попытке претендовать на роль пророка. Кесрави был убит 11 марта во время судебного заседания в здании Дворца правосудия, когда группа членов шиитской террористической организации Федайан-е Ислам, во главе с эмамитскими братьями (Сайед-Хосейном и Сайед-Али), ворвалась в суд и, используя ножи и пистолеты, расправилась с ним и его помощником Сайед-Мохаммад-Таги Хаддадпуром.

Суфийские хранители кладбища Захир аль-Даула, близ Тегерана, отказались дать разрешение на захоронение Кесрави по причине его антисуфийских идей, после чего тела убитых были похоронены в предгорьях Имамзаде Салех, называемое Абак.

Научная деятельность

На момент, когда Кесрави начал свою научную деятельность в качестве историка, большинство исторических исследований проводились в рамках политической историографии с националистической целью. Чтобы пробудить патриотизм среди своих соотечественников и возродить свои национальные чувства, Кесрави пошёл по другому пути. Его самым большим желанием было сохранение и укрепление национального единства, которое по его мнению, находится под угрозой из-за сектантских различий и множественности языков и диалектов. Кесрави был одним из первых учёных в Иране, выступивших с действительно научными исследованиями средневековой истории Ирана и Закавказья, причём, в отличие от других иранских учёных, отводивших главное место в своих работах историческим личностям, его занимали вопросы политической истории, идеологии средневекового общества.

В своих работах, посвященных языку «азери» (1926), основываясь на работах средневековых авторов, Кесрави показал, что в древности население Азербайджана говорило на языке Азери, древнем диалекте иранской языковой группы.

Внешние изображения
Тела Кесрави и его ассистента после убийства

В 1927-28 гг. Кесрави опубликовал три статьи, в которых отстаивал исконно-иранское происхождение шейха Сефи-ад-дина - основателя династии Сефевидов и Сефевидского религиозно-сектантского ордена. Ныне Сефевидская историография настаивает на курдском происхождении Сефи-ад-дина.

Вообще, Кесрави оказался довольно плодовитым автором. Его перу принадлежат множество статей, а также около 70 книг и брошюр по широкому кругу вопросов от истории и лингвистики до социальных вопросов и религиозному реформаторству. Выдающийся востоковед В. Ф. Минорский отмечал достоверность работ Ахмеда Кесрави: «Кесрави обладал духом подлинного историка. Он был точен в деталях и ясен в изложении».

Помимо родного азербайджанского и персидского языков, он также знал арабский, английский, древнеармянский и пехлеви, а также был знаком с французским и эсперанто языками.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ