Евгений Васильевич Аничков (2 (14) января 1866 или 17(29) января 1866, Боровичи, Новгородская губерния — 22 октября 1937, Белград) — российский историк литературы, критик, фольклорист, прозаик. Брат И. В. Аничкова, отец И. Е. Аничкова.
Биография
Родом из дворян Новгородской губернии Аничковых. Детство провел в Тифлисе и Вильне, в 1878 году переехал в Санкт-Петербург, где учился в 6-й гимназии, гимназии при историко-филологическом институте и 2-й гимназии.
В 1886 году он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В декабре 1887 года был исключен за участие в студенческих беспорядках, отбывал воинскую повинность на Украине (1887—1889); в 1889 году восстановлен в университете и в 1892 году, наконец, окончил романо-германское отделение Санкт-Петербургского университета.
С 1895 года, после сдачи магистерского экзамена, — приват-доцент по кафедре истории западных литератур Санкт-Петербургского университета; был лектором английского языка в Киевском университете.
Ежегодно ездил за границу (Лондон, Париж); изучал провансальский язык и литературу, творчество Шекспира. В 1901 году вместе с М. М. Ковалевским он принял деятельное участие в устройстве Русской высшей школы в Париже; состоял её секретарём. В Оксфордском университете читал лекции по славянскому фольклору и сравнительной мифологии.
В 1902 году, по возвращении из-за границы, преподавал в должности приват-доцента по кафедре западных литератур в Санкт-Петербургском университете, а также на Высших женских курсах. В конце 1902 года был арестован по обвинению в политическом преступлении и в течение 13 месяцев находился в одиночном заключении — освобождён по Высочайшему манифесту. Вскоре защитил диссертацию «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян», удостоенную Уваровской премией. С 1903 года (по другим данным — с 1908 года) профессор Петербургского психоневрологического института.
С начала Первой мировой войны Аничков добровольно вступил в ополчение, затем служил военным цензором. В 1917 году был откомандирован с русским отрядом во Францию; служил во французской армии в чине лейтенанта. С 1918 года проживал в Югославии. С 1920 года — профессор Белградского университета, в 1926 году — университета в Скопле. Выпустил книгу статей о символистах, акмеистах и футуристах («Новая русская поэзия». Берлин, 1923). Похоронен на Новом кладбище в Белграде.
Был масоном. Один из основателей ложи «Возрождение» под эгидой ВВФ в 1906 году. Второй страж ложи при получении патента. Присоединен 23 декабря 1924 года к ложе «Слога», находившейся в Белграде. Член-основатель белградской ложи «Максим Ковалевский», которая в самом начале работала как масонский кружок. Исключен 13 апреля 1935 года.
Творчество
Основные работы Аничкова посвящены славянскому фольклору и отражению мифологических элементов в литературных произведениях. В 1904 г. Аничков защитил диссертацию «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян», в которой генезис искусства возводился не к игре (концепция А. Н. Веселовского), а к обрядовой магии. В 1907 году работа удостоена малой Ломоносовской премии.
В 1914 году вышел его главный труд — «Язычество и Древняя Русь». Работы Аничкова ценны собранным фольклорным материалом, записями обрядов славянских и романо-германских народов, а также теоретической постановкой вопросов о возникновении обрядовой поэзии и о синкретическом изучении фольклора.
Критические статьи Аничкова начала 1900-х гг., посвящённые творчеству М. Горького, Л. Н. Андреева, В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Ф. Сологуба и др., собраны в книгах «Литературные образы и мнения» (СПб., 1904) и «Предтечи и современники на Западе и у нас» (СПб., 1910). Аничков — редактор Полного собрания сочинений Н. А. Добролюбова (СПб., 1911—1913. Т. 1—9), автор статей в Энциклопедическом словаре Брокауза и Ефрона.
Библиография
Основные работы
- Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. СПб., 1903—1905. Ч. 1—2. Часть 2
- Литературные образы и мнения. Спб., 1904.
- Язычество и древняя Русь. СПб., 1914.
- Новая русская поэзия. Берлин, 1923.
- Христианство и Древняя Русь. Прага, 1924
- Западные литературы и славянство: Очерки: В 2 т. Прага, 1926
Другое
- «Микола угодник и св. Николай» («Зап. Неофил. Общ.», 1892, № 2)
- «Св. Николай и Артемида Эфесская» («Записки Восточного отделения Императорского Русского Археологического общества», 1895, IX)
- «Очерк литературной истории Арраса в ХIII в.» («Журн. Мин. Нар. Пр.», 1900, февр.)
- «Вильям Моррис и его утопический роман» («Литер. Дело», СПб., 1902)
- «Эстетика трагизма» («Научн. Обозр.», 1902, дек.)
- «Новые образы и старые мнения» («Вест. Зн.», 1903, № 2 и 3)
- «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян» (СПб., 1903, т. I; изд. Акад. наук)
- Ряд статей в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Часть критических статей Аничкова собрана в книжке «Литерат. образы и мнения» (СПб., 1904)