Томас Квеллинус (нем. Thomas Quellinus 1661—1709) — фламандский скульптор, работавший в Копенгагене. Представитель антверпенский семьи Квеллинус, известный творец художественных надгробий стиля барокко и декоративных скульптур.
Жизнеописание
Родился в городе Антверпен. Точной даты рождения — не сохранялись, известна лишь дата крещения — 17 марта 1661. Происходил из семьи антверпенского скульптора Артуса Квеллинуса II, его братья — Артус Квеллинус III (тоже скульптор) и Корнелис.
Художественные навыки получил у отца. Отправился в путешествие в Лондон, где работал вместе с братом.
В конце 1680-х гг прибыл в Копенгаген, где заканчивал надгробие фельдмаршала Ганса Шака. Уже тогда считался талантливым скульптором, несмотря на молодость. Работал в Дании 17 лет, выполняя заказы датской аристократии, королевского двора и обладателей других немецких земель Шлезвиг-Гольштейн. Создал новую форму художественного надгробия эпохи барокко, который оказал значительное влияние на местных мастеров.
Чтобы получить дополнительные источники дохода, получил у короля Дании разрешение на торговлю фламандским кружевом, которое чрезвычайно ценили в Европе, в Копенгагене. Его дело в Дании продолжила жена скульптора после его смерти.
Вместе с местными художниками и скульпторами был инициатором основания Королевской Академии художеств в Копенгагене. В 1707 г. вернулся на постоянное место жительства в Антверпен, где и умер в сентябре 1709 г.
Большинство произведений выполнил с помощью учеников, имел большую мастерскую. Определенная доля скульптурных произведений имеет стереотипные решения, как это проявляется после сравнения аллегорических скульптур из города Орхус и парковых скульптур в Летнем саду Петербурга. Скульптор получил заказы от царя Петра I на скульптуры для своей резиденции через тесные политические отношения с королём Дании. Из Копенгагена на службу в Петербург был приглашен также архитектор Доменико Трезини, автор здания Двенадцати коллегий (министерств), первых сооружений Алескандро-Невской лавры, сооружений в Петропавловской крепости и в Летнем саду.
В коллекции Летнего сада (Санкт-Петербург) имеются три мраморные статуи, созданные Т.Квеллинусом в 1690-х гг.: «Минерва», «Нимфа Летнего сада» и «Церера». Эти оригиналы были в период с 2009 по 2011 гг. отреставрированы и перемещены в Инженерный (Михайловский) замок в Санкт-Петербурге на постоянное музейное хранениие. В Летнем саду выставлены их точные копии, выполненные из искусственного мрамора.
Список произведений (неполный)
- Надгробие фельдмаршала Ганса фон Шака, Копенгаген, Ц-ва Троицы
- Надгробие Константина Марселиса
- Надгробие Софи Каризиус
- Надгробие Петера Родстеена
- Надгробие Йоргена скила
- Надгробие Августа Фридриха Шлезвиг-Голштейн-Готторпского
- Скульптуры часовни канцлера Гуго фон Ленте
- Надгробие мэра Антона Винклера
- Алтарь для церкви Богородицы, Любек
- Бюст Томаса Хагена
- Аллегорические скульптуры, собор г. Орхус
- Повтор аллегорических скульптур из собора г. Орхус, Летний сад, Петербург (богини Церера и Афина, Нимфа)
- Садово-парковые скульптуры для сада барокко дворца Фредериксборг
Скульптуры Летнего сада
-
Нимфа
-
Богиня Церера
-
Афина с совой