Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Кассо, Лев Аристидович: биография

Нет данных, свидетельствующих о серьёзном интересе профессора Кассо к политической деятельности и министерской карьере в годы его работы в Московском университете. Будучи талантливым преподавателем и крупным специалистом по гражданскому праву, он уделял все своё время научной и педагогической работе.

Одновременно с преподаванием в университете, Кассо читал лекции по гражданскому праву в Константиновском межевом институте и в Императорском Лицее в память цесаревича Николая — консервативном привилегированном учебном заведении в Москве. В 1908—1910 годах Кассо был директором Лицея в память цесаревича Николая.

Министр народного просвещения (1910—1914)

С 25 сентября (8 октября) 1910 года — управляющий Министерством народного просвещения, с 2 (15) февраля 1911 года — министр в кабинетах П. А. Столыпина, В. Н. Коковцова и И. Л. Горемыкина. Находился на посту министра до самой смерти 26 ноября (9 декабря) 1914 года. Дослужился до чина тайного советника (1911).

Будучи убежденным сторонником консервативной, охранительной политики в образовательной сфере, быстро вступил в конфликт с либеральными общественными деятелями. Период министерства Кассо характеризуется реакционными действиями, призванными ограничить либеральные уступки, сделанные в годы революции 1905—1907 годов.

Политика в области среднего образования

При Кассо проводилась в жизнь программа реформирования среднего образования, сводящаяся в целом к усилению государственного контроля над учебными заведениями. Основными мероприятиями этой программы стали следующие.

  • Изданы подробные программы для средних учебных заведений. Ряд современников полагал, что тем самым серьёзно ограничивалась творческая инициатива учителей. Отдельно были введены некоторые ограничения в преподавании общественно-научных дисциплин. К примеру, в преподавании истории было предписано «особенно отмечать роль и значение отдельных выдающихся личностей, не уклоняясь в сторону исторических гипотез и теорий или шатких и научно не оправданных обобщений, например, в области социально-экономической».
  • Изданы «Правила о внешкольном надзоре за учениками среднеучебных заведений», в которых школьникам запрещалось находится на улице после 22 часов летом и после 20 часов зимой, требовалось ношение ими вне школы официально установленной формы одежды.
  • Установлен высокий — 2/3 от всех родителей — кворум для собраний, избиравших родительские комитеты, что привело к прекращению деятельности многих таких органов.

Предметом критики оппонентов стало также перераспределение бюджета образования в пользу средних и начальных учебных заведений в ущерб высшим.

Политика в области высшего образования

Действия министерства в отношении высшей школы были направлены на достижение сходных целей, в частности — ограничения университетской автономии. Университеты воспринимались в то время государственной властью как рассадники неблагонадежности, что приводило к постоянным ограничениям в их деятельности.

  • Из университетов были уволены многие профессора и преподаватели либеральной ориентации. Активно практиковалось назначение профессоров на должности в противовес обычной практике их избрания в университетах с последующим утверждением министром. Наибольшую известность получил скандал («дело Кассо») в Московском университете. В начале 1911 в знак протеста против действий полиции при подавлении студенческих волнений в отставку подало руководство университета — ректор А. А. Мануйлов, помощник ректора М. А. Мензбир, проректор М. А. Минаков. Кассо принял отставки, фактически солидаризировавшись с полицией. Тогда университет демонстративо покинули около 130 преподавателей и сотрудников университета (в том числе 21 профессор), что нанесло значительный ущерб качеству учебного процесса.
  • Многие студенты были исключены из высших учебных заведений: так, в 1912 году были уволены все слушательницы женского медицинского института. Главная причина исключений: политическая неблагонадежность, участие в сходках и т. п.
  • Резко выступал против создания студенческих организаций и союзов, исключая полностью лояльные власти организации «академистов», отстаивавшие принципиальную аполитичность вузов.
  • Было отказано в расширении Томскому и Саратовскому университетам. Городам Минску и Вильно было отказано в ходатайстве об открытии университетов.
  • Подготовка профессорского корпуса была переориентирована с отечественных вузов на заграничные (постановление от января 1912 года).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ