Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Карман, Теодор фон

Карман, Теодор фон

Инженеры

11 мая 1881 - 06 мая 1963

американский инженер и физик венгерского происхождения, специалист в области воздухоплавания


Теодор фон Карман (нем. Theodore von Krmn, венг. Krmn Tdor; 11 мая 1881 года, Будапешт — 6 мая 1963 года, Ахен) — американский инженер и физик венгерского происхождения, специалист в области воздухоплавания.

Биография

Карман родился и вырос в еврейской семье в Венгрии, одним из его предков был раввин Иегуда Лива бен Бецалель.

Окончил в 1902 году Королевский технический университет в Будапеште. В 1902 году переехал в Германию, где в Гёттингенском университете в 1908 году защитил докторскую диссертацию под руководством Людвига Прандтля. Работал в Университете последующие четыре года. В 1912—1930 гг. возглавлял Институт воздухоплавания при Аахенском университете, работая, в частности, над ранними моделями вертолёта. Проходил службу в австро-венгерской армии в 1915—1918 годах.

После Первой мировой войны в 1918 году вернулся в Венгрию, надеясь поучаствовать в модернизации системы научного образования в стране. Во время Венгерской Советской Республики 1919 года был назначен заместителем народного комиссара просвещения. После падения ВСР на её функционеров обрушились гонения, и Венгерское аэрообщество исключило Кармана из своих рядов в 1920 году, после чего он вновь отправился в Аахен.

В 1930 году принял приглашение Калифорнийского технологического института и стал директором его лаборатории воздухоплавания. В 1936 году он стоял у истоков компании Аэроджет (Aerojet), производившей ракетные двигатели. Начиная с середины 1940-х гг., занимался преимущественно проблемами астронавтики, принял участие в создании ряда исследовательских сообществ.

По его инициативе в 1960 году основана Международная академия астронавтики — организация, объединяющая ведущих ученых и инженеров работающих в области космических исследований и Фон Кармановский институт гидродинамики в Синт-Генезиус-Роде (Бельгия) в 1956 году.

Научные интересы

В 1912 году Карман провёл теоретический анализ несжимаемой жидкости, обтекающей протяжённую ось, перпендикулярную направлению движения сплошной среды. Получающиеся при этом цепочки вихрей названы дорожкой Кармана в его честь.

Основные труды Кармана связаны с аэродинамическими проблемами авиации и космонавтики. Им была рассчитана, а затем его именем названа линия Кармана — принятая Международной авиационной федерацией условная граница между земной атмосферой и космическим пространством.

Исследование Кармана о двигателях самолетов будущего, сделанное в 1944 году, считается классическим в области технологического прогнозирования. Особенность прогнозов фон Кармана состояла в том, что он не пытался предсказывать характер отдельных устройств, но изучал основные перспективные и ограничительные факторы, функциональные возможности и ключевые параметры систем, сосредоточивал внимание на оценке альтернативных комбинаций предполагаемых достижении науки и техники и старался вмещать свои прогнозы в чёткие 15—20-летние временные рамки.

Карман, как и его учитель — Людвиг Прандтль, работал во многих областях механики жидкости и считается одним из отцов аэродинамики.

Последние годы

В июне 1944 года перенес операцию в связи с раком кишечника в одной из клиник Нью-Йорка. Умер во время поездки в Ахен (Германия) в 1963 году. Похоронен в Пасадене, Калифорния.

Семья

Никогда не был женат.

Награды

  • 1958 медаль Тимошенко
  • 1963 Удостоен Национальной медали науки, медаль вручена во время торжественной церемонии в Белом доме президентом США Джоном Ф. Кеннеди.

Память

В его честь Американское общество инженеров-строителей учредило медаль Кармана (с 1960 года) и премию Теодора фон Кармана, которыми ежегодно награждаются выдающиеся инженеры и техники.

В честь Кармана названы лунный кратер и кратер на Марсе.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ