Иоаким Самуилович Каннегисер (в быту Аким Самойлович; 1860, Житомир — 1930, Париж) — русский инженер, организатор производства и теоретик в области организации производства, промышленный магнат. Коллежский советник. Член президиума Военно-промышленного комитета при Временном правительстве.
Биография
Родился в семье Розалии Эммануиловны Мандельштам (1833—1905) — родной сестры историка русской литературы и лексикографа Иосифа Емельяновича Мандельштама и офтальмолога, учёного-медика Макса Эммануиловича Мандельштама (1839—1912, заведующего кафедрой глазных болезней Императорского университета Святого Владимира). Отец — врач Самуил Хаимович Каннегисер (1826, Житомир — ?), потомственный дворянин (1883) и статский советник, в 1862 году служил младшим, затем старшим ординатором Житомирского военного госпиталя.
Учился в Первой житомирской гимназии. В 1881 году окончил математическое отделение Императорского университета Святого Владимира в Киеве, а в 1884 году — Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения, затем работал на строительстве Сибирских железных дорог Екатеринбург—Тюмень (1884—1885) и Екатеринбург—Челябинск—Курган—Омск (1886—1893). В 1894—1899 годах работал приват-доцентом в Институте инженеров путей сообщения, разработал и вёл курс туннельных работ, опубликовал «Материалы для курса строительных работ» (Выпуск 2: Земляные работы. Взрывные работы, с В. И. Курдюмовым. — СПб., 1895 и 1898).
С 1895 года состоял членом «Анонимного общества судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве» (в 1899—1907 годах директор николаевского завода судостроительного «Наваль»), уже в 1900 году был избран директором-распорядителем этого общества (1900—1909). С 1907 года директор правления Общества николаевских заводов в Санкт-Петербурге. В 1910 году возглавил «Общество Николаевских заводов и верфей» (ОНЗиВ), в 1911 году руководил работами по созданию первого турбинного крейсера в России — «Адмирал Лазарев» (впоследствии «Красный Кавказ»). Руководил проектом создания «Краба» — первого в мире подводного минного заградителя. Был директором правления Русского акционерного общества «Металлизатор» в Санкт-Петербурге. Потомственный дворянин (1883).
Будучи директором судостроительного производства в Николаеве, И. С. Каннегисер ввёл ряд новшеств с сфере организации труда. Так, он отменил обыски на проходной, сократил рабочий день по субботам, следил за вежливым отношением руководства к рабочим, назначил полуторную оплату за сверхурочные работы. В Николаеве семья жила в доме Аркасова на углу Большой Морской и Артиллерийской улиц, затем в особняке на Курьерской улице (ныне пямятник стиля модерн в городе).
В годы Первой мировой войны служил консультантом по вопросам оснащённости двигателями и вооружения боевых морских судов в Военно-морском ведомстве. В 1917 году — член президиума Военно-промышленного комитета при Временном правительстве (также был членом его Заводского комитета). Семья жила в Сапёрном переулке, дом № 10, кв. 5. В этой квартире проводились сборы технической интеллигенции города, а также литературные вечера.
Автор ряда научных трудов в области строительной инженерии и организавии производства, в том числе социального партнёрства, мотивации труда, теории управления, в том числе учебника «Практическое руководство по административно-хозяйственной организации производственных предприятий, в частности металлообрабатывающих» (СПб, 1916), которая впоследствии вышла в расширенном виде в 3-х томах под тем же названием «Практическое руководство по административно-хозяйственной организации производственных предприятий, в частности металлообрабатывающих» (Петроград, 1923—1924). В 1904—1905 годах — редактор сборников «Записки Николаевского отделения Русского технического общества».
Занимался благотворительностью: в Николаеве с его именем среди прочего были связаны театр, лечебница, «Сад трезвости», столовая, водопровод (сооружение водонапорной башни Шухова), введение трамвая. Один из основателей «Общества поощрения высших знаний среди евреев».