Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Каменский, Александр Абрамович

Каменский, Александр Абрамович

Критики

советский и российский художественный критик и историк искусства


Александр Абрамович Каменский (1922—1992) — советский и российский художественный критик и историк искусства. Известен как автор термина и идеолог сурового стиля и автор трудов, посвященных творчеству Марка Шагала.

Биография

В 1940 году Каменский поступил на факультет литературы, искусств, языка Московского института философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ). Так как в 1941 году МИФЛИ был слит с МГУ, Каменский стал студентом отделения искусствоведения филологического факультета МГУ. Учился у М. В. Алпатова, Б. Р. Виппера, В. Н. Лазарева, Г. А. Недошивина, А. А. Федорова-Давыдова.

Его первым самостоятельным исследование стала курсовая работа «Рембрандт и проблема барокко» (1943 г.). Дипломная работа на тему «Рисунки Валентина Серова» заслужила высокую оценку профессора А. А. Федорова-Давыдова и академика В.В Виноградова. С 1945 года начал публиковаться в прессе как художественный критик. Окончил аспирантуру ГМИИ им. А. С. Пушкина (1945—1949). Защитить диссертацию (о Рембрандте) не успел, так как его критические выступления в прессе сделали его одним из объектов компании по борьбе с космополитизмом. После окончания аспирантуры получил распределение в Вильнюс. Там был назначен заведовать кафедрой истории искусств Художественного института (1949—1951).

После возвращения в Москву в 1951 г. продолжал печататься и участвовать в художественной жизни. После известной выставки «30 лет МОСХ» (1962) подвергался критике в центральной прессе за поддержку художников «сурового стиля». «Каменский был и впрямь явлением совершенно особенным. Классическая эрудиция, сплавленная с романтическим свободомыслием шестидесятников и блистательным критическим даром, профессиональное мужество и нравственная отвага сделали его человеком замечательным». Каменский написал множество научных, критических и публицистических статей, получавших значительный общественный резонанс. В центре его внимания были мастера русского авангарда: Марк Шагал, Мартирос Сарьян, Сергей Конёнков, Анна Голубкина.

В 1940 — 1950 годах Каменский пишет о Е. Кибрике, Д. Шмаринове,О. Верейском, С. Герасимове, Ю. Пименове, Б. Пророкове, Д. Дубинском, В. Горяеве, А. Гончарове. В 60 — 70-е в круг излюбленных мастеров попадают В. Фаворский, А. Тышлер, художники «Бубнового валета» П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, лидер «Голубой розы» П. Кузнецов, символист К. Петров-Водкин, «бывшие формалисты» А. Древин, Д. Штеренберг, Н. Альтман. В поле внимания критика творчество молодых мастеров Д. Жилинского и Н. Андронова, Б. Биргера и П. Никонова, Т. Салахова и А. Васнецова, В. Попкова и многих других, чье творчество вошло в историю искусство под изобретенным им метким названием «суровый стиль». По мнению М. Ю. Германа, «Каменский разделял и исповедовал романтизм шестидесятых. Думаю, он вообще был критиком и ученым романтического толка, обладал разумом пылким и парадоксальным, влюблялся в художника, о котором писал и даже, строя теоретические концепции, умел сохранять эмоциональное начало во вполне безупречных логических построениях».

Много внимания искусствовед уделял творчеству молодых «семидесятников», в частности, Т. Назаренко и Н. Нестеровой. Он оценил и поддержал [Аветисян, Минас Карапетович|Минаса Аветисяна]] как продолжателя традиции, заложенной Мартиросом Сарьяном.

А. А. Каменский стал первым советским искусствоведом, системно исследовавшим творческий путь Марка Шагала. В 1986 он написал книгу о Марке Шагале по заказу французского издательства Edition du Regard, которая в значительно сокращенном виде (без ведома автора) вышла в свет во Франции в 1988. Защитил докторскую диссертацию «Творчество М. З. Шагала. Российский период» (1990). В 2005 году, через 13 лет после смерти критика, был издан на русском языке его фундаментальный труд «Марк Шагал — художник из России» — монография о русском периоде творчества художника. Эта книга стала второй большой монографией о Шагале на русском языке. Первая же, написанная А. Эфросом и Я. Тугендхольдом, вышла в свет в 1918 году.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ