Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Калидаса: биография

Калидасе приписывается много произведений иногда совсем различного характера и достоинства. Это обстоятельство находится, очевидно, в связи с существованием нескольких писателей этого имени, и теперь употребительного среди индусов. Из всех этих произведений европейская научная критика признает несомненно принадлежащими Калидасе только три драмы: «Шакунтала», «Викраморваши», «Малавика и Агнимитра», и три больших поэмы: две эпические, «Рагхувамша» и «Кумарасамбхава», и одна лирическая — «Мегхадута».

Эпоха

Жизнь и творчество Калидасы пришлись на «золотой век» древнеиндийской классической культуры. Империя Гуптов достигает своего могущества, объединив в единое целое прежде раздробленные области. На некоторое время обеспечивается защита от иноземных вторжений и, тем самым, экономика и культура получают возможности для развития. Эпоха Гуптов символизирует переход к феодальному строю, прохождение коренных изменений в обществе.

Характерной особенностью индийской культуры в целом является её консерватизм. Новые тенденции не производят революционных изменений, они встраиваются в существующие представления, живут параллельно с ними. Древние воззрения могут существовать сколь угодно долго, не исчезая со временем, что образует ту сложность и своеобразность индийской культуры, которой она известна.

В эпоху Гуптов происходит некоторое ослабление сословного строя Индии, её переход к кастовой системе. И хотя в литературе той поры иерархия варн отражается с беспрекословной почтительностью, некоторое освобождение от догм древнейших времён позволяет осуществиться самым прекрасным творческим проявлениям индийского народа.

Другой особенностью индийской культуры того времени, как, впрочем, и других эпох, является её глубочайшая связь с религией. Религия выходила на передний план везде: в быту, в государственном устройстве, в общественных отношениях. Культура Индии пронизана мифологией также сильно, как её общественный строй структурирован кастовым разделением. Огромные массы населения, живущие практически в условиях первобытно-общинного строя, служили постоянным источником архаичного мировоззрения, и на какую бы высокую ступень развития не поднималась элита, она не могла оторваться от этих корней. В эпоху Калидасы происходит формирование индуизма, пришедшего на смену брахманизму. Индуизм усваивает народные верования, трансформирует старинные культы, разрушает закупоренный мир брахманизма, стремящийся сохранить себя неприкосновенным от низших влияний.

Одним из важнейших мотивов, пришедшим в индуизм из древности, является мотив аскетизма. Распространённый в литературе того времени, он рассказывает о приобретении могущественной мистической силы теми, кто встал на путь умерщвления плоти. Боги посылают к таким праведникам для соблазнения прекрасных дев, — это становится одним из популярнейших мотивов классической санскритской литературы. Аскетизм и эротизм, легко уживаясь вместе в индийском мировоззрении, получают широкое распространение.

Также к числу получивших развитие идей в религии и, соответственно, и в искусстве, относятся концепция «бхакти» (любовь к Богу, как путь обретения блаженства), цикличности вселенной и кармы. В произведениях Калидасы уже присутствует конец мира по завершении калпы, однако идее о постоянно повторяющихся рождениях и смертях ещё предстояло полноценное развитие в будущем.

Являясь вершиной «золотого века» классической индийской литературы, творчество Калидасы одновременно было и его завершением. Империи Гуптов не суждено было просуществовать долго. Набеги воинственных племён и внутренние противоречия привели к её достаточно быстрому закату, после чего в Индии наступают мрачные времена феодальной раздробленности, войн и завоеваний страны иноземцами. Всё это в полной мере находит отражение в литературе — после Калидасы в санскрите прослеживаются следы упадка, и ей уже никогда не будет суждено занять прежних высот. На смену санскритской литературе придёт литература на новых языках.

Предпосылки творчества

В период творчества Калидасы литература становится более светской. Монументальные эпические произведения прошлого уступают место произведениям более приближенным к реальной жизни. Их авторы уже не анонимны, как ранее. Сама литература становится предметом рассмотрения и изучения. Символом возрождения творческих сил народа становится развитие жанра драмы, что возможно только в цивилизации, стоящей на высокой ступени исторического прогресса. Драматический жанр рождается из обрядовых традиций народа, из популярных в Индии публичных чтений эпосов. Ко времени жизни Калидасы драматическое искусство достигает серьёзной стадии роста, классический театр Индии развился ещё в середине I тысячелетия до нашей эры, и поэт мог опираться на богатый опыт предшественников. Предположительно, Калидаса мог быть знаком с «Натьяшастрой» — древнейшим трактатом по театральному искусству. Близко ко времени жизни Калидасы творил и Бхамаха (англ. Bhamaha), первый индийский теоретик литературы, известный своим трактатом «Кавьяланкара» (Kvylakra).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ