Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кавад I

Кавад I

Монархи

531 годах


Кавад I — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 488 — 496 и 499 — 531 годах. Из династии Сасанидов.

Вступление на престол и первые годы правления

События, происходившие в роду Сасанидов после смерти Пероза, запутаны. Прокопий Кесарийский, рассказывая о гибели Пероза в сражении с эфталитами, упоминает, что вместе с шахом пали и его сыновья, числом около тридцати. Фирдоуси говорит о семерых знатных, павших вместе с царём. Ат-Табари пишет, что вместе с шахиншахом пали четыре его сына и четыре брата, которые все титуловались царями. Кавад был сыном Пероза и остался в живых — значит, либо погибли не все (Фирдоуси прямо говорит, что Кавад — единственный из родственников царя, выживших в том сражении), либо кто-то из них не принимал участие в походе. Так или иначе, Кавад оказался старшим из оставшихся в живых детей покойного царя и, возможно, был объявлен шахом ещё в 484 году, сразу после гибели отца (такие предположения сделаны в наше время). Вопрос о номинальном правлении Кавада в 484 году спорный, в любом случае в том же году на троне утвердился Балаш, брат Пероза. По другим версиям, Кавад до 488 года находился в плену у эфталитов. Ясно одно: к 488 году Кавад был уже в Иране и его возвели на трон сразу после свержения предшественника.

Фирдоуси сообщает, что страной по прежнему управлял всесильный Суфрай (он же Сохр, по другим источникам).

Не шаху Кобаду подвластен был край, Дела за него пахлаван совершал, Близ шаха воссесть никому не давал. Без голоса шах, и мобедов лишён, Суфрая веленьями край полонён... О нём же (то есть Каваде) твердили: «Владыкой страны Зовётся, но войска лишён и казны. Ни власти, ни права решать, властелин над всею державой Суфрай лишь один.

— Фирдоуси. «Шахнаме»

Всё это тяготило Кавада, однако пойти путём прямого конфликта он не мог — Суфрай из рода Каренов был очень влиятелен и имел сильную дружину. Только примерно через четыре года, лишь сумев натравить на него другого знатного и могущественного человека — Шапура из рода Михран, Кавад добился казни Суфрая.

Движение маздакитов

Тем временем в Иранском государстве происходили важные события — набирало силу маздакитское движение, к которому примкнул и шах Кавад I. Однако получить какие-то точные сведения об этом учении невозможно. Собственно маздакитские источники (если они и были) уничтожены, упоминания о нём изъяты из Сасанидских хроник. Историкам приходится довольствоваться рассказами откровенных врагов этого движения, рассыпанным по арабским и персидским книгам.

Кратко говоря, внутри зороастризма существовала секта, возможно отчасти манихейского толка, проповедавшие идеи, в социальном отношении чем-то сходные с коммунистическими, в религиозном же близкие мистическому гностицизму. Его члены претендовали на понимание истинного смысла Авесты, намеренно искажаемого жрецами.

Во время Кавада лидером секты стал некто Маздак, сын Бамдада, мобед, который и дал имя всему движению. Сердцевина социального учения маздакитов состояла в идее, что Бог даровал человеку блага жизни с тем, чтобы ими пользовались все поровну, но это было нарушено людьми. Маздак надеялся при поддержке царя восстановить справедливость, установив централизованное распределение благ. Фирдоуси так передаёт учение Маздака:

Твердил он: «Тому, кто живёт богачом, Бедняк обездоленный равен во всём. Не должно, чтоб некто господствовать мог; Богатый — основа, а бедный — уток. Да будет у всех достоянье равно, А если в избытке, запретно оно! Всем надобны блага, и дом, и жена, Природа богатых и бедных одна.

— Фирдоуси. «Шахнаме»

Однако Фирдоуси был одинок в своём терпимом отношении к маздакизму; другие средневековые писатели высказываются о нём единодушно отрицательно, не скупясь на нелестные эпитеты.

Среди иранских бедняков идеи Маздака нашли самый живой отклик, и он стал популярной фигурой. Когда именно шах обратил своё внимание на проповедника, неизвестно. По «Шахнаме», вначале Маздак убедил Кавада в необходимости делиться зерном с бедняками во время голода. Однако многие исследователи полагают, что Кавад приблизил к себе Маздака, желая использовать его авторитет против сильной и враждебной аристократии. Конечно, столь однозначно объяснять увлечение Кавада идеями Маздака — упрощение. Царь, как и всякий образованный человек того времени, не мог искренне не интересоваться новыми религиозно-философскими концепциями. Кроме того, сам Маздак наверняка был человеком незаурядным и вызывавшим симпатии.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ