Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Йездегерд III: биография

Гибель Йездигерда

Мало-помалу маршрут странствий царя привёл его на на окраину бывшей великой державы — в Мерв. Он прибыл туда, привезя с собой остатки сокровищницы и обширную библиотеку. Марзбан Махуйе организовал Йездигерду замечательный приём, но, как сходятся большинство средневековых историков, его покорность была неискренней: марзбан желал овладеть казной шаха. Среди приглашённых ко двору был тюркский князь Бижан-Тархан (у арабских историков — Низак-Тархан), предоставивший помощь своей дружины. Шах принял его с честью, но когда тюрк попросил у Йездигерда в жёны его дочь, тот возмутился. «Ты только раб из рабов моих, — написал он в ответ, — что дало тебе смелость свататься ко мне?» Махуйе, разжигая обиду Бижан-Тархана, прокомментировал царское послание так: «Это тот, кто прибыл разбитым изгнанником и ты облагодетельствовал его, (желая) чтобы вернулось к нему его царство, (и вот) он написал тебе то, что написал». И они сговорились убить его.

Тюрки напали на немногочисленную свиту шаха и разогнали её. Йездигерд устремился в Мерв, но марзбан приказал запереть перед ним ворота. Усталый шах решил заночевать на какой-то мельнице в окрестностях города и попросил хозяина его спрятать, а мельницу запереть и не работать на ней. Тот ответил, что если ему заплатят за вынужденный простой 4 драхмы, он откроет двери. Шах дал деньги и вошёл. А ночью мельник, то ли надеясь на поощрение Махуйе, то ли (что скорее) по собственному почину (его соблазнили драгоценности царя) совершил неслыханное для перса святотатство — зарезал гостя-Сасанида во сне, а труп бросил в арык, где его и обнаружили. Так бесславно закончилась история великого рода Сасанидов.

Похороны Йездигерда и строительство мавзолея для его тела неподалёку от Мерва организовал несторианский епископ Илия — в память о том, что бабка шаха Ширин была христианкой. Махуйе, за причастность к убийству шаха, тюрки Бижана отрубили руки и ноги, отрезали уши и нос и оставили умирать на солнцепёке. Затем труп Махуйе сожгли на костре, вместе с тремя его сыновьями.

Отметим, что события того времени, происходившие в Хорасане, имеют несколько версий, пересказанных Ат-Табари. Одна из версий, в частности, передаёт, что Йездигерд после взятия Мерва — последнего прибежища шахиншаха — привёл на помощь войска тюрок и согдийцев, которых арабы разгромили. Йездигерд якобы намеревался уйти к тюркам или в Китай, но войско шаха прогнало его, передало царскую казну мусульманам и приняло ислам. Бежавший шах укрылся на мельнице, но тут был застигнут посланными вдогонку всадниками. Они напали на него, когда он ел на поле около мельницы, и убили его, а труп бросили в канал. В позднее время возникла легенда о том, что корона Йездигерда III была отправлена в Мекку.

В Средние века зороастрийцы применяли летосчисление по «эре Йездигерда», с 16 июня 632 года, или «после Йездигерда» — с 11 июня 652 года, когда начался первый зороастрийский год после его гибели.

При Йездигерде III неким Данишваром была собрана и записана «Хвадай-намаг» («Книга владык») — история Ираншахра, не дошедшая до наших дней в оригинале, но сохранённая гением Фирдоуси в виде «Шахнаме», вольного поэтического переложения.

Окончательное покорение Ирана и причины его падения

Иран пал с самой вершины могущества, по историческим масштабам, в одночасье. Причины этого не были видны современникам, но остались предметом размышлений для потомков. Низам аль-Мульк, визирь двух сельжукских правителей XI века, записал в своей книге «Сиасет-наме» грустную, но красивую в своей образности фразу:

Говорят, что Иездеджерд, сын Шахриара отправил посланника к повелителю правоверных Омару, — милость господня над ним! — говоря: «Во всем мире нет двора более многолюдного, чем наш двор, нет казнохранилища более благоустроенного, чем наше казнохранилище, нет войска более отважного, чем наше войско, никто не имеет столько людей и снаряжения, сколько находится у нас». Омар послал ответ: «Да, двор ваш — многолюден, но челобитчиками; ваше казнохранилище благоустроено, но неправильными налогами; ваше войско отважно, но непослушливо. Когда уходит державность, не приносит пользы снаряжение и многолюдство. И все это является доказательством вашей бездержавности».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ