Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Йездегерд III: биография

После этого у Йездигерда фактически не осталось своего войска. С огромным штатом придворных, прислуги, музыкантов, танцовщиц и наложниц он переезжал от одного местного правителя к другому, с каждым годом удаляясь всё дальше и дальше на восток. Влиятельные князья один за другим признавали власть арабов. Последующие поколения иранцев воспринимали это событие как поворотный момент своей истории. В частности Фирдоуси закончил свою знаменитую поэму «Шахнаме» такими словами:

...И век настал великого Омара И стих Корана зазвучал с минбара.

— Фирдоуси. «Шахнаме»

Подчинение арабами захваченных территорий

Походы арабов не были простым набегом. Халиф Умар строго следил за тем, чтобы разграблению подвергалось лишь имущество «врагов», или бесхозные, брошенные владетелями имения. С жителями завоёванных городов и областей мусульмане заключали договоры. Государственное имущество, в первую очередь земли, Умар оставлял за казной, не допуская распределения. Зороастрийцы и христиане обязывались уплачивать ежегодный налог — джизью; в обмен они получали ту защиту, которую им уже не мог обеспечить шахиншах. Знатные люди, считавшие ниже своего достоинства платить джизью, имели возможность в течение нескольких месяцев уехать туда, где сохранялась власть Йездигерда III. Персы, принявшие ислам, джизью не платили и де-юре обладали равными со всеми мусульманами правами (в реальной иерархии исламского государства они, конечно, занимали низший уровень). Впрочем, на заре своего могущества арабы относились к покорённым зороастрийцам более или менее терпимо. Хотя Мухаммед не перечислял их в составе «людей писания», но в ходу были свидетельства о том, что Мухаммед якобы ответил на этот вопрос устно — считать «людьми писания». Во всяком случае, практика раннего халифата по отношению к ним была именно такой: плати налоги и — живи.

В ноябре 644 года перс-раб зарезал халифа Умара. Однако это никак не изменило общее течение дел: примерно 645 году или чуть позже под властью арабов оказались и Рей и Исфахан, а к концу 40-х годов — Мидия, Вавилония, Керман, Сакастан, Парс. Последний крупный очаг сопротивления, Стахр, пал около 650 года. Потомки древних родов персидской знати, заперевшиеся в цитадели, оказали яростное сопротивление, но она была взята штурмом, большая часть защитников вырезана, и реки крови буквально текли из под городских ворот. Согласно легенде, предводитель мусульман Абдаллах ибн Амир, разгневанный большими потерями, поклялся убивать персов до тех пор, пока кровь не потечёт из-под городских ворот. И тогда уставшие от резни арабы полили улицы водой, которая, смешавшись с кровью, и потекла из-под ворот, — так остановили битву.

Находясь под впечатлением колоссальных успехов арабов, автор позднейшей сирийской хроники, повествуя о событиях, происходивших после битвы у Кадисии, записал:

«Персы обратились в бегство, а арабы не перестали преследовать их до ворот Ктесифона. Персы собрали вновь второй сбор и срезали мосты через Тигр, чтобы арабы не могли их перейти. Затем приехали арабы на своих конях. Они восхищались и говорили друг другу: „Бог, который помог нам на земле, он спасет нас и на водах“, и они въехали верхом в Тигр, перебрались и переехали, и ни один из них, ни из их животных не погиб. Они напали на лагерь персов, преследовали и убивали их, забрали добычу их лагеря. Они захватили Ктесифон, захватили его сокровища и хранилища вместе с царскими людьми и людьми богатых. Вновь собрал Яздегерд третий сбор в месте, называемом Гаула (Джалула), но и там настигли их арабы, преследовали их и убивали их. Вновь собрали персы четвёртый сбор на горе Мидии у города, называемого Нехавенд, и вновь пришли арабы и прикончили их мечом. Овладели арабы царством персидским в один год. Яздегерд бежал в землю Сегистан».

Конечно, хроника преувеличивает: как рассказано выше, Иран сопротивлялся арабскому нашествию в общей сложности более двух десятилетий. И несмотря на впечатляющие победы, подчинение и исламизацию части дихкан, завоевание страны было для мусульман делом отнюдь не лёгким. Помимо кровопролитных сражений с войсками шахиншаха, арабам приходилось повсеместно выдерживать «бои местного значения» с отрядами разного рода провинциальных правителей и дихканов. При этом одни и те же районы и города приходилось завоёвывать по нескольку раз, так как и покорённые жители неоднократно восставали. Однако после поражений при Кадисии, Джалуле, Нехавенде и подчинения крупных городов организованное сопротивление прекратилось. Нам, правда, мало что известно о взаимоотношениях между различными частями державы, кроме того, что страна распалась на независимые области, которые арабы постепенно подчиняли себе. Ат-Табари так описывает последствия нехавендской катастрофы: «…у них, то есть персов, не было больше объединения, и население каждой провинции воевало со своими врагами у себя в провинции». Владения эти, возможно, и признавали Йездигерда III верховным властителем (даже чеканили его монету), но реальной власти там шах не имел. Он, охрана и двор перемещались по ещё не завоёванным арабами районам, требуя денег и воинов, и рассказы, порой противоречивые, об этих скитаниях донесли до нас мусульманские историки. Кое-что шах получал, но для полномасштабного отражения агрессии этого уже не хватало, а главное — сам Йездигерд не был тем правителем, который мог спасти Иран. Йездигерд был начитанным и культурным, однако его высокомерие, гордыня и неумение сопоставлять свои требования с реальным положением привели к тому, что шах с завидным постоянством ссорился со своими наместниками и его влияние падало по мере того, как он, преследуемый завоевателями, перебирался из города в город. На каждом новом месте он вёл себя так, как будто по-прежнему был всесильным владыкой страны, а не убегающим от врагов изгнанником, что в сочетании с военными неудачами отвратило от царя многих.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ