Владимир Сергеевич Ильюшин (31 марта 1927 — 1 марта 2010) — советский, а позднее российский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, заслуженный мастер спорта СССР (1961), генерал-майор авиации, сын знаменитого авиаконструктора С. В. Ильюшина. Заместитель главного конструктора ОКБ Сухого.
Биография
Родился 31 марта 1927 года в Москве. Отец — С. В. Ильюшин (1894—1977), авиаконструктор, организатор и многолетний руководитель одного из наиболее известных в мире конструкторских бюро. Мать — Раиса Михайловна Ильюшина (Жалковская; 1897—1972). Сестра — Ирина Сергеевна Орехович (Ильюшина; род. 1920); сводный брат — Сергей Сергеевич Ильюшин (род. 1947), авиаинженер; сводный брат — Александр Сергеевич Ильюшин (род. 1955), авиаинженер. Супруга — Натела Константиновна Ильюшина (Джапаридзе; род. 1929), кандидат геолого-минералогических наук. Дочь от первого брака — Лариса Алексеевна Скрябина-Королева (Ильюшина; род. 1950), литературный переводчик. Дочь — Марина Владимировна Ильюшина (род. 1955), педагог.
Окончил Военно-Воздушную инженерную академию имени Жуковского (1951), школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности (1953).
Летал с 1943 по 1981 годы на 145 типах самолетов и вертолетов и их модификациях. С 1953 по 1957 годы — лётчик-испытатель ЛИИ.
С 1957 года — в ОКБ Сухого: лётчик-испытатель (шеф-пилот фирмы), заместитель главного конструктора (с 1972 года), консультант — член Совета Старейшин (с 2000 года).
За время работы в ОКБ Сухого поднял впервые 12 опытных самолетов: от Су-9 до Су-27.
Награды и звания
- Герой Советского Союза (1960).
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 июля 1999) — за заслуги перед государством, большой вклад в разработку, создание современной авиационной техники и многолетний добросовестный труд.
- Орден Ленина.
- Орден Красного Знамени.
- Орден Трудового Красного Знамени.
- Орден Красной Звезды.
- Орден «Знак Почёта».
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
- Медали, в том числе «За боевые заслуги» (1955), «За оборону Москвы» (1945).
- Медаль де Лаво (ФАИ, 1963).
- Ленинская премия (1976).
- Государственная премия Российской Федерации (1996).
- Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1966).
- Генерал-майор авиации (1973).
Любопытные факты
- Ходит не находящая подтверждения байка, что на испытаниях Су-24 регулярно случался отказ аппаратуры бомбометания. Причём происходило это только в том случае, если на цель заходил Ильюшин. Причина оказалось тоже несложной. Только он заходил на цель с точностью, превышавшей машинную точность. Получался «машинный нуль», после чего шёл сбой из-за попытки деления на ноль.
- В западной литературе (например, Дж. Оберг «Тайные советские катастрофы») обсуждается версия, что В. С. Ильюшин — космонавт, совершивший за несколько дней до полёта Юрия Гагарина трёхвитковый космический полёт на корабле «Россия» и вынужденный совершить аварийную посадку на территории Китая. Вероятно, данная история связана с автомобильной катастрофой, произошедшей с Владимиром Сергеевичем 2 июня 1960 года и последующей реабилитацией в Ханчжоу (Китай).
- В июле 1959 года на боевом самолёте Владимир Ильюшин установил мировой рекорд на динамический потолок, взяв высоту 28857 метров (по другим данным, 23852 метров). За это Ильюшин и получил Героя Советского Союза. Также он установил и абсолютный мировой рекорд высоты горизонтального полёта — 21170 метров (1961 год).
- Был первым председателем Федерации регби СССР (1967—1981). В 2013 году посмертно стал первым русским, введённым в состав Зала славы Международного совета регби (IRB).
- Был первым мужем дочери В. М. Молотова Светланы.
- Похоронен 4 марта 2010 года на Химкинском кладбище Москвы.