Сергей Александрович Зеньковский (16 июня 1907, Киев — 31 марта 1990) — русский историк.
Биография
Родился 16 июня 1907 г. в Киеве в семье Александра Васильевича Зеньковского (1878—1966), профессора экономики в Киевском Коммерческом институте.
После революции семья эмигрировала и осела в Праге. Там Сергей Александрович окончил среднюю школу (в Моравской Тшебове)
В 1927 году Сергей уехал в Париж, где жил его дядя В. В. Зеньковский. Лиценциат Парижского университета, Сорбонны (1930). Участвовал в Русском студенческом христианском движении.
Работал во Франции в компаниях Jupiter Radio и Prozen.
В 1939-1944 годах жил в Чехословакии. Получил степень доктора Карлова университета в Праге (1942), защитив диссертацию по русской политике в Синьцзяне с 1856 по 1914.
После второй мировой войны переехал в США. Преподавал в Университете Индианы (1950—1954), Гарвардском университете (1954—1958), Стетсонском университете (1958—1960), университете Колорадо (1960—1962).
В 1962 году вернулся в Стетсонский университет, где был профессором истории и директором русской программы.параллельно с работой в Стетсонском университете, Сергей Александрович, получив финансовую поддержку Фонда Джона Гуггенхайма, ведет исследования и читает лекции в Гейдельбергском университете в Германии. В 1967 — 1977 гг. Зеньковский профессор отделения славянской культуры в Университете Вандербилта (Нэшвилл, штат Тенесси), откуда ушел в отставку заслуженным профессором и вернулся во Флориду. В 1977 — 1983 гг. он профессор истории в Стетонском университете, с 1982 г. по 1985 г. — член академического совета Кенновского института углубленных русских исследований при Центре международных исследований имени Вудро Вильсона в Вашингтоне.
Исследовательская деятельность и творчество
Сергей Александрович Зеньковский вместе со своей супругой Елизаветой Уильямовной осуществил капитальный замысел: перевел на английский язык и прокомментировал 5 томов русской летописи XVI века — Никоновского летописного свода.
В его творчестве особое внимание уделено таким русским писателям, как Иван Неронов, Иосиф Волоцкий, князь Иван Хворостин, протопоп Аввакум. Особое внимание в исследованиях Зеньковского посвящено истории русского раскола, им написана серьезная и обстоятельная монография «Русское старообрядчество», увидевшая свет в Мюнхене в 1970 г., в 1995 г. этот труд Зеньковского был переиздан в Москве. В книге Сергей Александрович представил целостную картину возникновения и развития движения старообрядчества, дал анализ старообрядческим особенностям мировоззрения.
Известен С. А. Зеньковский и как рецензент ведущих американских славистических журналов. После смерти ученого, на его рабочем столе, осталось много рабочих проектов. В частности, текст доклада «Русские старообрядцы, их миграция и диаспора», комментарии к роману Ф. М. Достоевского «Идиот» и другие документы.
Сочинения
- Russische Politik im Sinkiang: Vom Pariser Friend bis zum Weltkrieg,1856-1914. Prague: Bachkovsky Press, 1942.
- Князь науки: Авиценна // НРС.1952. 26 декабря.
- Судьба крымских татар //Там же. 19 октября
- The Old Believer Avvakum. 1954.
- Протопоп Иван Неронов: Очерк из истории русской церкви 17 в.//Вестник РСХД. 1954. № 31. С. 11-17.
- Раскол и судьба империи // Возрождение (Париж). 1955. Т. 39, март. С. 122—125.
- Друг самозванца, еретик и стихотворец:: Князь Иван Хворостин, поэт и западник /\Опыты (Нью — Йорк). 1956. Т. 6. С. 77 — 88.
- Ислам и Россия // НЖ. 1956. Т. 46. С. 172—196.
- Преподобный Иосиф и иосифляне // Вестник РСХД. 1956. № 40. С. 23 — 32.
- Назначение о. Г. Флоровского // НРС. 1957. 25 июля.
- Путь историка: к 70 — летию М. Карповича // Опыты (Нью — Йорк). 1958. Т. 9. С. 52 — 60.
- Pan Turkism And Islam In Russia. 1960.
- Conversational Russian for the American Student. 1961.
- Крепостное право и его отмена: К столетию манифеста 19 февраля // Вестник РСХД. 1961. № 61. С. 21 — 37.
- Medieval Russia’s Epics, Chronicles, and Tales. 1964.
- Русско-китайский конфликт 1880 года // Сборник в честь профессора Н. С. Тимашева: На темы русские и общие/ Под ред. Н. П. Полторацкого. Нью — Йорк, 1965. С. 256—279.
- Житие духовидца Епифания //Возрождение (Париж). 1966. Т. 173. С. 68 — 87.
- Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. Munchen: Wilhelm Fink Verl., 1970.
- У истоков русской мессианской мечты // Возрождение (Париж). 1972. Т. 238. С. 40 — 70.
- Традиция романтизма в творчестве Константина Случевского // American Contributions to the 7 International Congress of Slavists, Warshaw, Aug.21-27, 1973. The Hague; Mouton and Company, 1973. Vol. 2. P. 567—597.
- История и сага // АНR. 1974. Vol. 79. № 4. Р. 1162—1163 (Соавторство с Гуревич А. Я.).
- Категории средневековой культуры // Ibid.
- Евгений Баратынский: Жизнь и творчество//RR.1974.Vol. 2.№ 2. Р. 83 (Соавторство с Хетсо Г.).
- Д. С. Мережковский в русской религиозной мысли // Russian Religious-Philosophic Thought of the 20 Century. Pittsburg,1976. P. 278—288.
- Старообрядцы-технократы горного дела Урала//ЗРАГ. 1976. Т. 10. С. 175—203
- Религия и церковь в истории России: (Советские историки о православной церкви в России)/ Под ред. Е. Ф. Грекулова //ANR. 1977. Vol. 82, Jube. P. 691.
- Достоевский и русские романтики // ЗРФГ. 1978. Т. 12. С. 176—189.
- Русское искусство XVI века в свете исторического процесса//ЗРАГ. 1982. Т. 15. С. 57-68.
- Защитник церкви и страждущих: Иосиф Волоцкий//Русское возрождение (Нью-Йорк). 1984. Ч. 3/4. № 27-28. С. 51-68.
- Отмена крепостного права Александром II и крестьянские реформы Столыпина //ЗРАГ. 1986. Т. 19. С. 37-56.
- Вдумчивый историк: К столетию со дня рождения М. М. Карповича//НЖ. 1987. Т. 168/169. С. 399—408.
- Старообрядчество, церковь и государство//Русское возрождение (Нью-Йорк), 1987. Ч. 1. № 37. С. 85-98.
- Начало Руси и тысячетелетие её крещения//ЗРАГ. 1988. Т. 21. С. 19-57.
- Памяти профессора И. И. Балуева //НРС. 1988. 22 июня.
- Alexis,Metropolitan of Russia,1355 — 1378//MERRSU.1989.Vol.1.P.146 — 151.
- Русское старообрядчество. М.: Институт ДИ-ДИК, 2006.