Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Землер, Иоганн Соломон: биография

Вклад в библеистику

Труды Землера имели положительное значение для экзегетики. Он одним из первых ввел в неё общие принципы герменевтики, которые были выработаны классической филологией. Землер показал, какое важное значение для экзегезы имеет научно-филологический анализ текста Писания. Тем самым он положил начало целой школе библейских исследований.

Развил теорию Бенгеля, заложившего основы новозаветной текстологии. Предложил названия «восточная» и «западная» группы рукописей и указал, что эти группы восходят к редакциям, подготовленным Лукианом Антиохийским и Оригеном соответственно. Впоследствии, в результате расширения исследований в области текстологии, взгляды учёного претерпели изменение, и в работе Apparatus ad liberalem Novi Testamenti interpretationem, изданной в Halle в 1767 году Землер предложил деление новозаветных рукописей на александрийскую (восходящую к Оригену и отражённую сирийским, эфиопским и бохейрским переводами), восточную (бытовавшую в Антиохийской и Константинопольской Церквях) и западную (отражённую в латинском переводе и в патристических сочинениях) группы.

Землер первым подвергнул сомнению равную ценность Ветхого и Нового Завета, богодухновенность библейских книг (Руфь, Песнь Песней, Есфирь, Ездры, Неемии) и авторство Апокалипсиса; Евангелия считал, составленные применительно к субъективным тенденциям их авторов.

Христос, по его мнению, в своем учении применялся к взглядам людей своего времени. Далее Землер утверждал, что следует отличать богословие от религии. «Концепция догматов не может быть у всех людей одинаковой: каждый, естественно, придерживается своей системы учения, сообразной с уровнем его личного интеллектуального развития и независимой от конфессиональных доктрин церкви лютеранской». Тем не менее, он смотрел на христианство как на божественное откровение. Либеральное богословие Землера требовало переосмысления господствовавших в то время взглядов и вопреки его намерению привело многих к рационализму.

Землер был первым учёным (той же темы в некоторой степени коснулся деист Томас Морган), обратившим внимание и использовавшим в научных целях противоречие между про-иудейской и анти-иудейской партиями в первоначальном христианстве. Он изучал происхождение Евангелий, Деяний, Посланий и Апокалипсиса. Он отрицал павлово авторство Послания к Евреям, поставил под сомнение авторство Первого послания Петра, и датировал Второе послание концом второго века. Апокалипсис он считал нужным вообще исключить из канона. В библейской текстологии он продолжил классификацию рукописей по семействам, использованную Ричардом Симоном и Иоганном Бенгелем. Во многих областях и периодах церковной истории Землер был первопроходцем. Фридрих Толак (en:Friedrich Tholuck) назвал его «отцом истории догматики», а Фердинанд Баур (en:Ferdinand Christian Baur) «первым учёным, использовавшим настоящий критический подход к истории». В то же время, труды Землера имеют значение только для истории науки.

Библиография

Всего было издано 171 работа Землера, однако только две из них были изданы во второй раз, и сейчас они не имеют научной ценности. Основные работы: Между многочисленными сочинениями Землера нет ни одного, которое имело бы характер полной богословской системы. Главное из них — «Institutio ad doctrinam christianam».

  • Commentatio de demoniacis (Halle, 1760, 4th ed. 1779)
  • Umstndliche Untersuchung der damonischen Leute (1762)
  • Versuch einer biblischen Damonologie (1776)
  • Selecta capita historiae ecclesiasticae (3 vols., Halle, 1767—1769)
  • Abhandlung von freier Untersuchung des Kanon (Halle, 1771—1775)
  • Apparatus ad liberlem N. T. interpretationem (1767, ad V. T., 1773)
  • Institutio ad doctrinam Christ. liberaliter discendam (Halle, 1774),
  • ber historssche, gesellschaftliche, und moralische Religion der Christen (1786)
  • Semler’s Lebensbeschreibung, von ihm selbst abgefasst (Halle, 1781—1782) autobiography

Литература

  • Лебедев А. П., Церк. историография, М., 1898;
  • Муретов М. Д., Протестантское богословие до появления Страусовой «Жизни Иисуса», Серг. Пос., 1894;
  • Робертсон Д., Герцог И., История христ. Церкви, СПб., 1891, т.2;
  • Хегглунд Б. История теологии / Пер.с швед. В. Ю. Володин; Под ред. А. М. Прилуцкого. — СПб: Светоч, 2001. — 370 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7443-0058-9.
  • Herzog’s Realencyklopdie
  • RGG, Bd.5, S.1696-97;
  • F. C. Baur, Epochen der kirchlichen Geschichtsschreibung (1852)
  • Isaak Dorner, Gesch. der prot. Timeol. (Munich, 1867)
  • Wilhelm Gass, Gesch. der prot. Dogmatik (Berlin, 1854—1867)
  • Genthe, 1977, s.65-74;
  • Adolf Hilgenfeld, Einleitung in das Neue Test. (Leipzig, 1875)
  • Hoffmann H., Die Theologie Semlers, Lpz., 1905;
  • Albrecht Ritschl, Ge.sch. des Pietismus (Bonn. 1880—1888).
  • Schafer P., J.S.Semler, in: Klassiker der Theologie, Munch., 1983, Bd.2, S.39-52.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ