Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Захарьин, Григорий Антонович

Захарьин, Григорий Антонович

Медработники

русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук


Григорий Антонович Захарьин (1829 — 1897/1898) — русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (1885).

Биография

Родился в Пензе в семье столбового дворянина, штабс-ротмистра Антона Сергеевича Захарьина, отец которого, Сергей Наумович Захарьин (капитан-лейтенант флота; в 1803—1804 гг. — директор пензенского Главного народного училища, в 1804—1807 гг. — Пензенской гимназии; состоял корреспондентом «по части наук и словесности» Вольного общества любителей словесности, наук и художеств), имел трёх сыновей, — Александра (1793—?), Антона (1794–? и Павла (1797–?), получивших образование в Благородном пансионе при Московском университете.

С 1839 по 1847 год Григорий Захарьин учился в Саратовской мужской гимназии. В 1852 году окончил медицинский факультет Московского университета и оставлен при нём ординатором факультетской терапевтической клиники у профессора А. И. Овера. В 1853 году защитил диссертацию на степень доктора медицины: «Учение о послеродовых болезнях» («De puerperie morbo»). В 1856—1859 годах стажировался за границей в клиниках Р. Вирхова, Й. Шкоды, А. Труссо, К. Бернара.

Позднее был профессором по кафедре диагностики Московского университета (с 1862 года), а затем директором факультетской терапевтической клиники. В 1885 году получил звание заслуженного профессора Московского университета. В 1894 году Захарьин лечил императора Александра III в Ливадии вместе с профессором Лейденом, за что подвергался постоянным нападкам со стороны «левых».

Большая часть научных трудов Захарьина относится к юным его годам: «Взаимное отношение белковой мочи и родимца беременных» («Московский Врачебный Журнал», 1853), «Учение о послеродовых болезнях» (там же, 1854), «Приготовляется ли в печени сахар» (там же, 1855), «По поводу некоторых вопросов о крови» («Медицинский Вестник», 1861), «О возвратной горячке» («Московская Медицинская Газета», 1865) и др. Захарьин был одним из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени и внёс огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных. Изложил свои приемы диагностики и взгляды на лечение в «Клинических лекциях», получивших широчайшую известность. Эти лекции выдержали много изданий, в том числе на английском, французском, немецком языках. Методика исследования по Захарьину составляла многоступенчатый расспрос врачом больного, «возведенный на высоту искусства» (А. Юшар), и позволявший составить представление о течение болезни и факторах риска. В противоположность С. П. Боткину Захарьин мало внимания уделял объективному исследованию и не признавал лабораторных данных.

Профессор Захарьин и английский невропатолог Генри Гед (Хэд) независимо друг от друга доказали существование связи между кожей и внутренними органами. В 1883 году Захарьин, а через 15 лет Гед, обнаружили, что при патологии того или иного органа определённые участки кожи становятся повышенно чувствительными и иногда болезненными. Позже эти чувствительные участки кожи получили название проекционных зон Захарьина-Геда. Их скоро признали в учёном мире и запечатлели в виде фигур во всех руководствах по нервным болезням.

Захарьин является одним из основоположников отечественной курортологии. С деятельностью Г.А. Захарьина и его клинической школой тесно связано становление новых самостоятельных научно-учебных дисциплин: педиатрии, гинекологии, невропатологии.

Г. А. Захарьин обладал большим талантом врачевания и пользовался безграничным врачебным авторитетом. А. П. Чехов из всех врачей России признавал лишь один авторитет — Г. А. Захарьина; постоянным пациентом Захарьина был Л. Н. Толстой, отмечавший, что общение с этим доктором оставляет сильное впечатление. Огромная частная практика, а также его тяжёлый характер создали почву для многочисленных конфликтов с коллегами, для легенд и анекдотов. Однако В. Д. Шервинский в своих воспоминаниях отмечал: «все те чудачества, о которых рассказывали в связи с посещением Захарьина, мне думается, были в значительной мере преувеличены, а иной раз просто выдуманные. Я лично могу сказать, что встречал в профессоре Захарьине серьезного, строгого, но вежливого и корректно держащегося человека. Никаких чудачеств, о которых так много рассказывали в Москве в связи с Захарьиным, повторяю, лично я не знал. Что Григорий Антонович ругался в купеческих домах, так это не диво, так как подчас никакого терпения недоставало, чтобы переносить все те нелепости, которыми была полна домашняя обстановка замоскворецких купцов». После особенно жестокого оскорбления со стороны собственных же студентов в 1896 году он ушёл в отставку. Через год после этого он скончался от инсульта.

Захарьина недоброжелатели называли сребролюбцем, хотя он всю жизнь занимался благотворительностью. На его средства была построена амбулатория для крестьян в родовом селе Вирга Саратовской губернии и больница «Захарьин» под Москвой; даже водопровод в Черногории (в Даниловграде); в 1876 году Захарьин снарядил за свой счёт санитарный отряд в помощь сербам; он ежегодно выделял от 2 до 10 тысяч рублей в помощь нуждающихся студентов московского университета; пожертвовал крупную сумму для Музея изящных искусств в Москве.

С 1872 года Захарьин жил в селе Куркино. Богатое семейство Захарьиных много средств выделяло на благотворительность; они участвовали в ремонте храма Владимирской иконы Божией Матери в 1892 году, на их средства была построена церковная каменная ограда; в 1899 году была церковно-приходская школа. Через два года после смерти Г. А. Захарьина, его вдова и дочь заказали известному архитектору Ф. О. Шехтелю проект семейной часовни-склепа с мозаикой распятого Спасителя, выполненной в Италии по эскизу В. М. Васнецова. В 1907—1908 годах часовня-усыпальница была построена и здесь был помещён прах известного врача.

Увековечение памяти

  • 26 февраля 1982 года постановлением Совета министров РСФСР имя Г. А. Захарьина было присвоено Пензенской центральной городской больнице № 6 (ныне — Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г. А. Захарьина). В 1988 году во дворе больницы был установлен бюст врача.
  • Противотуберкулезная клиническая больница № 3 им. Г. А. Захарьина (Куркинское шоссе, д. 29). Расположена недалеко от усыпальницы Г. А. Захарьина в Куркино.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ