Карл(ис) Зале (латыш. Krlis Zle; в русском обращении Карл Фёдорович Зале (Залите); 28 октября 1888 года, Мажейкяй, Ковенская губерния, Российская империя — 19 февраля 1942 года, Инчукалнс) — российский и латвийский скульптор, мастер монументальной скульптуры.
Начало творческого пути
Школьные годы провёл в Лиепае, где его старший товарищ, а впоследствии соавтор Эрнест Шталберг подготовил его к поступлению в художественное училище.
В 1913 году успешно окончил Казанское художественное училище.
Впоследствии учился в Санкт-Петербурге в школе Общества поощрения художников. Практику живописца проходил у художника Г. Р. Залемана. Окончил эту школу в 1915 году.
В 1917 году поступил и в 1920 году окончил ВХУТЕИН (бывшую Академию художеств) в Петрограде, где учился у скульптора, профессора А. Т. Матвеева.
Параллельно с этим занимался в «Свободных художественных мастерских».
В это же время в Петрограде вместе с Эрнестом Шталбергом, который уже был преподавателем ВХУТЕИНа, участвовал в практической реализации ленинского плана монументальной пропаганды. Идея плана заключалась в кардинальном переоформлении художественного наполнения Петрограда, то есть в создании новых памятников, которые соответствовали бы концепции культуры молодой Советской республики.
В процессе работы над осуществлением плана монументальной пропаганды Карлом Зале был создан памятник русскому литературному критику и публицисту Н. А. Добролюбову.
В это же время мастер работал над образом народного героя Италии, военного вождя национально-освободительного движения — Джузеппе Гарибальди (в 1919 году монумент был установлен в Петрограде). Памятники Добролюбову и Гарибальди были созданы из недолговечных материалов и не сохранились до наших дней.
В 1919 году Зале работал над эскизом памятника борцам революции в Риге.
Возвращение в Латвию
В 1923 году Карл Зале вместе со многими художниками латвийского происхождения (Рихардом Зариньшем, Теодором Залькалном, Карлисом Миесниеком, Эрнестом Шталбергом и другими) по приглашению правительства вернулся в Латвию, которая в это время стала независимым государством.
Скульптор Карл Зале был принят в сообщество творческой интеллигенции, начавшей с энтузиазмом создавать современное и «национальное по форме» искусство молодого Латвийского государства.
Департамент культуры Латвии стал поручать скульптору масштабные работы.
C 1924 по 1936 год Карл Зале вместе с группой архитекторов работает над созданием крупного мемориального ансамбля рижского Братского кладбища.
В этот период соавторами Карлиса Зале были его старый лиепайский товарищ, преподаватель архитектурного факультета Латвийского университета — архитектор Эрнест Шталберг, к этому времени ставший председателем «Товарищества Архитекторов Латвии», — и архитектор Александр Бирзениекс (1893—1980), впоследствии доцент университета и Политехнического института. Вместе с этими мастерами было разработано и выполнено несколько мемориальных сооружений.
Работа над Памятником Свободы
В 1931 году была начата работа над главным монументом этого периода — Памятником Свободы. Он возвышается на том же месте, где ранее с 1910 по 1913 год находился памятник Петру Первому (скульптор Шмидт).
Скульптурное оформление памятника — плод трудов Карлиса Зале. Соавтором скульптора при создании монумента был архитектор Эрнест Шталберг, выпускник Императорской Академии Художеств, а с 1919 по 1922 год ректор ВХУТЕМАСа в Петрограде.
Монумент Свободы был сооружён на народные пожертвования. Памятник торжественно открыт в 1935 году. Высота монумента достигает 42 метров.
С юго-западной стороны (по причинам инсоляции, самой выгодной для любого объёмного изображения) находится ключевая фигура ансамбля — символическая скульптура Матери-Латвии со щитом свободы.
С восточной стороны монумента изображён «прикованный герой», который запечатлён скульптором в момент, когда он разрывает стесняющие его цепи.